Материалы » Актуальные проблемы преподавания современной литературы в 9-11 классах » Методы и приёмы преподавания современной литературы в школе

Методы и приёмы преподавания современной литературы в школе

Страница 8

… – Я боролся за свою любовь.»

Итак, он боролся за свою любовь – это его правда.

Но есть правда матери: вырастила сына, пустила в жизнь, и теперь ее можно задвинуть под диван, как пыльный тапок.

Анну мучил вопрос: за что? Она не спала ночь.

Что же случилось? Кто прав? Кто виноват?

Гипотеза ответа: Столкнулись две правды: правда сына (он боролся за свою любовь), правда матери (вырастила сына, теперь ему не нужна)

Вопрос: Можно ли было поступить иначе? Ему? Ей? Как жили они эти 27 лет?

Гипотеза ответа: Автор скупо сообщает читателю о том, что «каждая семья имеет свои традиции». Они звонили друг другу, отмечались во времени и пространстве: ты есть, я есть. И ничего не страшно: ни социальные катаклизмы, ни личные враги. Ты есть. Я есть. Мы есть. В традиции было открывать друг другу дверь, встречать у порога, как преданная собака, выражать радость, махать хвостом. Потом вести на кухню и ставить под нос миску с божественными запахами.

Вопрос: А теперь давайте представим то, что нет в рассказе. Олег пришел с работы. У него свободный вечер. Он дома. Анна дома… О чем они могли поговорить? Опишите вечер.

Учащиеся делятся своими предположениями.

Вывод: Разговаривать практически не о чем, они довольны друг другом.

Вопрос: Что изменилось в жизни Анны с приходом в дом Ирочки?

Чью сторону вы поддерживаете Олега с Ирочкой или Анны? Что происходит с Олегом? Ведь он по-своему жалеет мать.

Учащиеся делятся своими мнениями.

Вопрос: Когда Анна предлагает разъехаться, Олег не хочет, чтобы мать

уходила в коммуналку, жалеет ее. Но почему же он жесток по отношению к матери?

Гипотеза ответа: Он не мстит матери, просто не за что. Он счастлив. Как говорит автор: «Сын счастлив. От счастья человек становится герметичным. Чужая боль в него не проникает».

Анна мучается, но терпит. Она искренне не понимает, что дальше делать, как жить. Она делает для себя вывод: я им нужна. Подруга ее успокаивает: «Ты им необходима». И вот она решает заговорить с Ирочкой.

Чтение в лицах второго эпизода.

– Ирочка, пусть ваши гости снимают обувь в передней…

. – Почему ты молчишь?

(Вместо ответа Ирочка вытащила из-под кровати дорожную сумку, молча побросала туда свои вещи и молча ушла. Олег вернулся с работы, достал чемодан, положил в него обувь и кассеты. На его сборы ушло 25 минут.)

Вопрос: Что вы можете сказать об Ирочке? Ваше отношение к ней. Почему она ушла? Кто в этом виноват? Почему Ирочке удалось в 25 минут «разрубить» конструкцию мать – сын?

Учащиеся обмениваются мнениями.

Вопрос: Как жила Анна после их ухода?

Гипотеза ответа: жизнь потеряла смысл; 7 месяцев жила одна, ничего не зная о сыне; она пришла к выводу, что родители – отработанный материал.

Надо обладать повышенными душевными качествами, чтобы любить детей и родителей одинаково. У Анны не было этих качеств, значит и у Олега их нет.

Вопрос: Согласны ли вы с тем, что родители – действительно отработанный материал? Где же выход?

Ответы учащихся.

Чтение в лицах третьего эпизода.

«Олег пришел, будто ничего не случилось…

…И меня убило, мама, - просто сказал Олег. – Разве не заметно?»

Вопрос: Понимают ли друг друга сын и мать? Почему? Что мешает Анне откликнуться на беду сына?

Гипотеза ответа: Они говорят, не слыша друг друга, каждый живет своим горем. Он в своем счастье, а затем в горе совершенно забыл о ней.

Вопрос: А могло быть иначе?

(За столом остаются исполнители ролей Анны и Олега. Они начинают диалог заново, экспромтом подбирая такие слова, которые помогли бы им простить, понять друг друга, объединить усилия, пойти навстречу друг другу.)

Вопрос: Итак, Анна смирилась и стала ухаживать за больной Ирочкой.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Другая информация:

Содержание, формы и методы совместной работы классного руководителя с родителями
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения [7, с.145]. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Критерием классификации является количество родителей, включенных во взаимодейств ...

Характеристика детей экспериментальной группы
В экспериментальную группу вошло 15 детей, которые посещали общеобразовательные дошкольные учреждения. Из них - 10 детей с доминирующим черкесским языком и с недоминирующим русским, 4 ребенка с доминирующим русским и с недоминирующим черкесским, 1 ребенок, абсолютно эквивалентно владеющий 3-мя язык ...

Характеристика авторской школы К.Д. Ушинского
Ушинский в своей дидактике дает для своего времени на высоком научном уровне разработанную систему построения процесса обучения в школе. В этой системе ведущее место занимает его учение о дидактических принципах. Такими принципами К.Д. Ушинский считает: 1) своевременность 2) постепенность 3) ограни ...

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru