После проведения исследования, в котором были выявлены подростки, склонные к девиантному поведению, была разработана профилактическая программа для работы с данными подростками. Это программа поможет в работе с такими подростками и позволит нейтрализовать негативные проявления, выражающиеся в агрессивном поведении и конфликтностью по отношению к окружающим.
Цель программы:
предупреждение девиантного поведения в развитии и воспитании подростков посредством профилактической программы.
Задачи программы:
· предупреждение девиантного поведения у подростков;
· формирование у педагогов и родителей знаний о девиантном поведении;
· повышение культурных и коммуникативных навыков;
· повышение роли семьи в профилактике девиантного поведения подростков;
· активное вовлечение подростков в культурно-досуговую деятельность;
· приобщение подростков к общественной деятельности;
· повышение мотивации к учению.
Нормативно-правовая база социально-педагогической деятельности в рамках профилактической программы:
Международный уровень:
· Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей;
· Всеобщая декларация прав человека;
· Конвенция ООН о правах ребенка;
Федеральный уровень:
· Конституция РФ 2007 г.;
· Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ;
· Семейный кодекс РФ 2007 г.;
· ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998 №124-ФЗ (ред. 29.12.2004 г.);
· ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 №120-ФЗ (ред. 29.12.2004);
· Закон РФ «Об образовании» №3266–1 от 29 декабря 2006 г.;
Региональный уровень:
· Программа «Дети Саратовской области 2006–2010 г.»;
Содержание программы.
Реализация программы осуществляется по двум направлениям: диагностическое и профилактическое.
Дигностическое направление.
На данном этапе использовались следующие методы: наблюдение, позволяющее изучить поведение подростков в УДО, его индивидуальные особенности, беседы с подростками, склонными к девиантному поведению, изучение документации (характеристик, социальных паспортов, личных дел подростков).
Для комплексного выявления проблемы подростков применялись следующие психолого-диагностические методики:
• Методика на выявление агрессивных форм поведения А. Басса и А. Дарки;
• Тест определения склонности к риску Шуберта;
• Анкета на выявление девиантного поведения подростков;
• Патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко на выявление акцентуаций характера у подростков.
Профилактическое направление.
Формы работы с педагогическим коллективом УДО:
· индивидуальные беседы, консультации по разрешению конфликтных вопросов с подростками;
· семинар социальных педагогов «Нестандартные способы предупреждения агрессивного поведения»;
· рекомендации педагогам дополнительного образования по итогам патохарактерологического опросника и анкеты на выявление девиантного поведения у подростков.
Формы работы с родителями:
· выступления на родительских собраниях, лекториях:
«Психологические особенности подросткового возраста»,
«Стили семейного воспитания и их последствия»,
«Воспитание в семье как важный элемент предупреждения агрессивного поведения»,
«Рекомендации по нейтрализации агрессивных проявлений у детей подросткового возраста»
· индивидуальные консультации родителей по вопросам воспитания.
· содействие в решении конфликтных ситуаций с подростками.
Формы работы с детьми:
· оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций;
· индивидуальное консультирование;
· организация досуговой деятельности;
· вовлечение подростков в кружки, секции, в организацию внутришкольных мероприятий.
· проведение бесед с подростками.
Тематика:
· «Самооценка и ее роль в самовоспитании»;
· «Где заблудилось мое «Я»»;
· «Поведение и культура»;
· «Я и мое окружение»;
· «Сила характера. От чего она зависит».
В рамках профилактического направления были использованы следующие методы: беседа, лекция, дискуссия, консультация, убеждение, поручение.
Разработанная профилактическая программа социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к девиантному поведению, в учреждении дополнительного образования была апробирована на базе Муниципального Учреждения Дополнительного Образования детей – Детский Дом Творчества (МУДОд – ДДТ) г. Аркадака Саратовской области.
Другая информация:
Метод проектов в преподавании технологии
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а та ...
Профилактика и способы решения конфликта
Как уже говорилось, педагогическое общение может приводить к возникновению конфликтов. Исходя из того, что педагог, в силу своего профессионализма и опыта способен видеть два интереса: ситуативный интерес и интерес развития ученика, как нами упоминалось ранее, то задача педагога в таком случае сост ...
Характеристика детей экспериментальной группы
В экспериментальную группу вошло 15 детей, которые посещали общеобразовательные дошкольные учреждения. Из них - 10 детей с доминирующим черкесским языком и с недоминирующим русским, 4 ребенка с доминирующим русским и с недоминирующим черкесским, 1 ребенок, абсолютно эквивалентно владеющий 3-мя язык ...