Материалы » Игрушка как социокультурное явление » История развития игрушки

История развития игрушки

Игрушка во все исторические эпохи была связана с игрой – ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества.

Игрушка – это феномен (предмет) культуры, выполненный из определенного материала, обладающий формой и содержанием, значением и смыслом. Образно говоря, игрушка – это «игривое зеркальце» жизни и фантазии, а точнее, бытия и сознания. Почему игривое? Потому, что специфически отражает мир: природу, социум, объекты культуры, научно-технические достижения и фантазии общества.

Являясь предметом культуры, игрушка выступает носителем социально-культурной информации. Материалом игрушки может стать любое доступное для обработки и создания игрушки вещество. Игрушке свойственно разнообразие и неограниченность формы. Значение игрушки в том, чтобы служить предметом для игр.

Функции игрушки – развивать, развлекать и воспитывать, или, говоря языком социологии – социализировать личность человека. Игрушка является средством социализации личности. Она содействует формированию личности ребенка. Игрушки способствуют передаче общественного и культурного опыта. Однако представления об игрушке как феномене культуры могут строиться на различной основе.

Атеистический подход к игрушке заключается в том, что игрушка рассматривается и понимается вне богосозданности мира – как «материальная база, на которой строится игра» (Е.А. Аркин). Теологическое мировоззрение видит в игрушке одухотворенное отражение мира и человека, сотворенных Богом. Но не всякая земная игрушка одухотворена.

В современном российском обществе распространились игрушки, представляющие угрозу для детей (некро-скелетоны, маски вампира и мертвеца, устрашающий наряд Фредди Крюгера, игрушечный набор «Расчленитель» и др.). Эти игрушки выполнены по зарубежным технологиям. С их помощью дети приобщаются к демоническим образам, отражающим злодеев, насильников, слуг сатаны и т.д. Демонические образы игрушек не вписаны в отечественную культурную традицию. Им не противопоставлены светлые образы игрушек, которые входили бы в игрушечный комплект. Поэтому, такие игрушки способствуют передаче отрицательного опыта в развлекательной форме.

То ли дело – дымковская или богородская резная игрушка! Взгляните на них: они вызывают в русском человеке «взрыв радости и оптимизма». Это – жизнеутверждающие игрушки. В этих игрушках проявляется радость человека своему бытию.

Учение Л.Н. Гумилева об этносе позволяет рассматривать игрушку (народную, прежде всего) не только как предмет культуры, но и как элемент этноса. В своем трактате «Этногенез и биосфера Земли» Гумилев пишет: «березовые рощи, ополья, тихие реки Волго-Окского междуречья были такими же элементами складывавшегося в ХIII-ХIV вв. великорусского этноса, как и угро-славянская и татаро-славянская метисация, принесенная из Византии архитектура храмов, былинный эпос и сказки о волшебных волках и лисицах». К этим элементам можно смело отнести еще один элемент – игрушку. Игрушки являются элементами этноса на всем протяжении его развития: от начала до конца. Речь идет о тех игрушках, которые, по выражению питерского резчика деревянных игрушек В.Г. Безнина, «вырастают из народа». Это народные, национальные, а не привозные, иностранные игрушки.

Вырастая из народа, этноигрушки воспитывают и формируют народ. Они могут рассказать народам друг о друге. Играя или общаясь с этноигрушкой, человек приобщается к культурному опыту народа, сотворившего эту игрушку. Он узнает об облике, костюмах, орнаменте, обычаях и традициях родного этноса. Русские народные игрушки, являясь элементами русского этноса, поддерживают в нем позитивное мироощущение, помогают бороться с унынием и пессимизмом.

Другая информация:

Понятие общее недоразвитие речи
Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом. Впервые теоретическое обоснование о ...

Понятие о педагогической технологии
Нет сомнения, что каждый в меру образованный человек сегодня постоянно сталкивается с понятием «технология», которое нередко употребляется в бытовом значении, а с другой стороны заключает в себе общий смысловой элемент: обозначает процесс материального воздействия на материальное тело с целью получ ...

Система упражнений для обучения диалогической речи
В качестве основных, обучающих диалогических форм общения (ДФО) фигурируют упражнения, развивающие умение быстро и разнообразно реагировать на сказанное собеседником, умение поддержать беседу («Как бы вы реагировали, если бы вам сказали .»). Считается, что без этого невозможно обеспечить такое усво ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru