Материалы » Игрушка как социокультурное явление » История развития игрушки

История развития игрушки

Игрушка во все исторические эпохи была связана с игрой – ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества.

Игрушка – это феномен (предмет) культуры, выполненный из определенного материала, обладающий формой и содержанием, значением и смыслом. Образно говоря, игрушка – это «игривое зеркальце» жизни и фантазии, а точнее, бытия и сознания. Почему игривое? Потому, что специфически отражает мир: природу, социум, объекты культуры, научно-технические достижения и фантазии общества.

Являясь предметом культуры, игрушка выступает носителем социально-культурной информации. Материалом игрушки может стать любое доступное для обработки и создания игрушки вещество. Игрушке свойственно разнообразие и неограниченность формы. Значение игрушки в том, чтобы служить предметом для игр.

Функции игрушки – развивать, развлекать и воспитывать, или, говоря языком социологии – социализировать личность человека. Игрушка является средством социализации личности. Она содействует формированию личности ребенка. Игрушки способствуют передаче общественного и культурного опыта. Однако представления об игрушке как феномене культуры могут строиться на различной основе.

Атеистический подход к игрушке заключается в том, что игрушка рассматривается и понимается вне богосозданности мира – как «материальная база, на которой строится игра» (Е.А. Аркин). Теологическое мировоззрение видит в игрушке одухотворенное отражение мира и человека, сотворенных Богом. Но не всякая земная игрушка одухотворена.

В современном российском обществе распространились игрушки, представляющие угрозу для детей (некро-скелетоны, маски вампира и мертвеца, устрашающий наряд Фредди Крюгера, игрушечный набор «Расчленитель» и др.). Эти игрушки выполнены по зарубежным технологиям. С их помощью дети приобщаются к демоническим образам, отражающим злодеев, насильников, слуг сатаны и т.д. Демонические образы игрушек не вписаны в отечественную культурную традицию. Им не противопоставлены светлые образы игрушек, которые входили бы в игрушечный комплект. Поэтому, такие игрушки способствуют передаче отрицательного опыта в развлекательной форме.

То ли дело – дымковская или богородская резная игрушка! Взгляните на них: они вызывают в русском человеке «взрыв радости и оптимизма». Это – жизнеутверждающие игрушки. В этих игрушках проявляется радость человека своему бытию.

Учение Л.Н. Гумилева об этносе позволяет рассматривать игрушку (народную, прежде всего) не только как предмет культуры, но и как элемент этноса. В своем трактате «Этногенез и биосфера Земли» Гумилев пишет: «березовые рощи, ополья, тихие реки Волго-Окского междуречья были такими же элементами складывавшегося в ХIII-ХIV вв. великорусского этноса, как и угро-славянская и татаро-славянская метисация, принесенная из Византии архитектура храмов, былинный эпос и сказки о волшебных волках и лисицах». К этим элементам можно смело отнести еще один элемент – игрушку. Игрушки являются элементами этноса на всем протяжении его развития: от начала до конца. Речь идет о тех игрушках, которые, по выражению питерского резчика деревянных игрушек В.Г. Безнина, «вырастают из народа». Это народные, национальные, а не привозные, иностранные игрушки.

Вырастая из народа, этноигрушки воспитывают и формируют народ. Они могут рассказать народам друг о друге. Играя или общаясь с этноигрушкой, человек приобщается к культурному опыту народа, сотворившего эту игрушку. Он узнает об облике, костюмах, орнаменте, обычаях и традициях родного этноса. Русские народные игрушки, являясь элементами русского этноса, поддерживают в нем позитивное мироощущение, помогают бороться с унынием и пессимизмом.

Другая информация:

Методы трудового воспитания в начальных классах
Метод (от греч. metodos) означает путь познания; теория, учение. Методы обучения зависят от понимания общих закономерностей познания человеком окружающего мира, то есть имеют философское методологическое обоснование и являются следствием правильного понимания противоречивости процесса обучения, его ...

Предпосылки к овладению процессом чтения, в норме
Чтение - одна из сложных и значимых форм речевой деятельности человека, которая выполняет психологические и социальные функции. В настоящее время чтение рассматривается как одна из высших интеллектуальных функций, как целенаправленная деятельность, которая может изменять взгляды, углублять понимани ...

Факторы социальной среды, влияющие на развитие музыкального мышления детей
Принято считать, что музыкальное искусство родилось в результате многолетних наблюдений человека за звуками окружающей его среды. Звуки природы, животных, человеческого голоса, резонирующих предметов, в конце концов, привели к их систематизации и осмыслению в специальной музыкальной деятельности. « ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru