Материалы » Практическое исследование социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к девиантному поведению в УДО

Практическое исследование социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к девиантному поведению в УДО

Весь ход развития человечества, в том числе и педагогической мысли, наглядно показывает, что человек готовится не к жизни вообще, а к жизнедеятельности в определенных социокультурных условиях. В связи с этим, особую важность приобретает одна из важнейших функций образования − социализация ребенка, под которой понимается приобщение индивида к культуре, ее ценностям и нормам, что обеспечивает выполнение человеком своих социальных ролей − гражданина, работника, родителя и т.д. Организация процесса социализации предполагает полноценное использование всего арсенала средств и возможностей, которыми располагает общество в целях формирования личности адекватной требованиям общества. Противоречия, возникающие в процессе социализации ребенка, требуют сегодня от него выбора того общественного института, где он наиболее полно обогатится социальным опытом и реализует себя как личность.

Среди общественных институтов воспитания особое место занимают учреждения дополнительного образования детей (УДО), т.к. они представляют собой гармоничное единство познания, творчества и общения детей и взрослых.

Психологической науке известно, что основной ведущей деятельностью детей подросткового возраста является стремление к разнообразным формам общения. А поскольку позитивной стороной девиантного поведения, как отмечают психологи, является социальное творчество, которое выступает механизмом общественного развития, т.е. такая деятельность, которая не ограничивается воспроизведением известного (вещей, идей, отношений), а порождает нечто новое, оригинальное (качественно новые материальные и духовные ценности), то именно дополнительное образование может помочь подросткам в реализации этого потенциала.

Использование этой особенности позволит предоставить подросткам решить жизненно важные для них проблемы социализации, образования, организации досуга, выбора круга общения, выбора жизненных ценностей и ориентиров, профессионального и личностного самоопределения, саморазвития и самореализации. Отсюда следует, что главным специалистом, который окажет помощь в решении перечисленных проблем, является социальный педагог в УДО.

Таким образом, тема дипломного исследования «Особенности работы социального педагога с подростками, склонными к девиантному поведению, в УДО» является актуальной и значимой.

Цель исследования:

изучить особенности работы социального педагога с подростками, склонными к девиантному поведению, в УДО; разработать и апробировать профилактическую программу социально-педагогической деятельности с данной категорией детей в УДО.

Объектом исследования:

девиантное поведение подростков.

Предметом

исследования:

особенности работы социального педагога с подростками, склонными к девиантному поведению, в учреждении дополнительного образования.

Гипотеза

исследования:

можно предположить, что индивидуально-психологические особенности у подростков (склонность к конфликтности и агрессивности, эпилептоидная и лабильная акцентуация характера) негативно влияют на взаимоотношения с педагогами, друзьями и родителями.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научную литературу по теме исследования;

2. Описать историю возникновения дополнительного образования детей в России;

3. Проанализировать деятельность социального педагога в УДО;

4. Раскрыть понятие «девиантное поведение», описать причины девиантного поведения;

4. Изучить формы и методы работы социального педагога с подростками, склонными к девиантному поведению, в УДО;

5. Изучить особенности работы социального педагога с подростками, склонными к девиантному поведению, в учреждении дополнительного образования;

6. Подобрать методы и методики исследования;

7. Провести практическое исследование социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к девиантному поведению, в УДО;

8. Разработать и апробировать профилактическую программу социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к девиантному поведению, в УДО;

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования

: прямое и косвенное наблюдение, опросные методы (беседа, анкетирование); системный анализ; сравнение, обобщение.Методики исследования:

− Методика на выявление агрессивных форм поведения А. Басса и А. Дарки;

− Тест определения склонности к риску Шуберта;

− Анкета на выявление девиантного поведения подростков;

− Патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко на выявление акцентуаций характера у подростков.

Методологическая база исследования:

− Теория взаимосвязи школы с социальным окружением (ясли, детские сады, школы, клубы, трудовые коммуны) С.Т. Шацким, В.Н. Сорока-Росинский, А.А. Фортунатовым, Л.К. Шлегером, Л.Д. Азаревичем, А.С. Макаренко и другими педагогами;

− Теория аномии, распада социальных норм Э. Дюркгейма, Р. Мертоном и др.

Теоретическая значимость исследования

состоит в том, что обобщен и систематизирован материал по проблеме исследования.

Практическая значимость исследования

заключается в том, что разработана профилактическая программа социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к девиантному поведению, в УДО, которая может быть использована специалистами различных социозащитных и других учреждений.

База исследования:

Муниципальное Учреждение Дополнительного Образования детей – Детский Дом Творчества (МУДОд – ДДТ) г. Аркадак Саратовской области,

Структура работы:

дипломное исследование состоит из введения, двух глав, выводам по главам, заключения, библиографического списка, приложения.

Положения, выносимые на защиту:

1. Профилактическая программа социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к девиантному поведению, в учреждении дополнительного образования.

2. Предположение о том, что индивидуально-психологические особенности подростков (склонность к конфликтности и агрессивности, эпилептоидная и лабильная акцентуация характера) негативно влияют на взаимоотношения с педагогами, друзьями и родителями.

Другая информация:

Формы и методы совместной работыУДО и семьи
Функции каждого воспитательного института социально обусловлены. Перед институтами общественного воспитания стоит важная и ответственная задача обеспечения влияния на семью, помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала. До сих пор многие считают ...

Характеристика инфекционных заболеваний: менингит, полиомиелит, корь, грипп
Менингит (от др.-греч. μῆνιγξ — мозговая оболочка) — гнойное или серозное воспаление оболочек головного мозга и спинного мозга, вызываемое бактериями, вирусами и другими причинами. Возникает как самостоятельное заболевание или как осложнение другого процесса. Наиболее ...

Обеспечение становления учителя как субъекта собственного развития применительно к его методической деятельности
Как определить, нуждается ли учитель в методической помощи? Актуальным сегодня является исследование методической деятельности учителя через анализ «конкретных вариантов педагогического процесса» (по выражению Лушникова И.Д.), поскольку именно урок решает успех дела в обучении. Соотнесение результа ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru