В специальных (коррекционных) классах для детей с отклонениями в развитии, организованных при дневных общеобразовательных учреждениях, в 2009/10 учебном году число классов-комплектов составит 126 с численностью учащихся в них 1351 человек. В таблице 3 представлены сведения по вечерним (сменным) общеобразовательным учреждениям в 2009/2010 учебном году .
Таблица 3. Сведения по вечерним (сменным) общеобразовательным учреждениям в 2009/2010 учебном году
Число вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений /кроме того, число дневных ОУ, при которых созданы классы очно-заочного обучения, учебно-консультационные пункты |
Число классов (групп) |
Численность обучающихся в них |
11/13 |
124 |
2145 |
В Пензенской области сложилась разнообразная сеть образовательных учреждений, в которых в различных вариантах осуществляется коррекционно-развивающее и специальное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Она представлена специальными (коррекционными) учреждениями для детей с ЗПР, с умственной отсталостью, глухих и слабослышащих, классами коррекционно-развивающего обучения общеобразовательных школ, классами коррекции вечерней школы, сетью коррекционных групп в ДОУ, микрогруппами, реализующими программы дополнительного образования.
В 2009/10 учебном году помимо специальных учреждений в общеобразовательных учреждениях функционируют 166 классов (1777 учащихся) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья:
· компенсирующего обучения – 44 класса (483 учащихся);
· специальные (коррекционные) VII и VIII видов – 95 классов (1022 учащихся);
· для детей с нарушением слуха – 4 класса (25 учащихся);
· для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата – 11 классов (127 учащихся);
· для детей с нарушениями зрения – 12 классов (120 учащихся).
Детям с нарушениями речи логопедическая помощь оказывается в общеобразовательных учреждениях, где работают 67 логопунктов (охват детей 2136).
На сегодняшний день сложившаяся сеть ДОУ области представляет 360 дошкольных учреждений, количество коррекционных групп – 225, из них:
· логопедических групп – 183 (2789 детей);
· групп детей с нарушением слуха – 6 (54 ребёнка);
· групп детей с нарушением интеллекта – 19 (210 детей);
· групп детей с нарушениями зрения – 11 (128 детей);
· групп детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата – 6 (51 ребёнок).
В целях оказания своевременной систематической психолого-медико-педагогической помощи детям с осложнёнными формами отклоняющегося развития в дошкольных образовательных учреждениях открыты группы кратковременного пребывания детей. Основными организационными формами работы в группах являются индивидуальные занятия с воспитанниками, консультации родителей по вопросам обучения ребёнка в условиях семьи. В системе специального образования Пензенской области с 1998 года открыты классы для тяжело умственно отсталых детей в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах-интернатах. На сегодняшний день в специальных (коррекционных) школах-интернатах обучаются 83 тяжело умственно отсталых ребёнка, детей со сложной структурой дефекта. В учебные программы введены занятия, имеющие большое коррекционно-развивающее значение. Это ритмика, лечебная физкультура, социально-бытовая ориентировка и др. Базисный учебный план для данных обучающихся предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения ими доступного образования.
Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в общеобразовательных учреждениях, с согласия родителей организовано обучение на дому по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. В 2009/10 учебном году на дому обучались 644 человека, из них 461 человек – дети-инвалиды. Расписание занятий согласовывается с родителями ребёнка и утверждается руководителем образовательного учреждения. График организации образовательного процесса в форме индивидуального обучения на дому обеспечивает образование ребёнка в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. В Пензенской области, благодаря приоритетному национальному проекту "Образование", реализуется новый проект – "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" .
Другая информация:
Планирование межпредметных связей
Содержание, объем, время и способы использования знаний из других предметов можно определить только на основе планирования. Для этого необходимо тщательное изучение рекомендаций, данных учебными программами в разделах «Межпредметные связи» по каждой учебной теме курса, а также изучение учебных план ...
Рыцарское воспитание и образование
Даже рыцарство—эта, по-видимому, совершенно светская форма духовной культуры средних веков, — однако, не выходить, в действительности, из-под влияния церковно-образовательного строя средневековой жизни. Интересы церкви и здесь составляют конечную цель рыцарского воспитания, с его гимнастическими уп ...
Педагогические основы изучения математической логики в средней школе в
рамках внеучебной деятельности
Резкое ускорение процесса обновления информации и внедрение компьютеров во многие сферы жизни общества привели к смещению акцентов с увеличения объема знаний, предназначенных для усвоения школьниками, на развитие у них логических и общелогических умений. «Практика показывает, — отмечает Т.А. Кондра ...