Материалы » Формирование обществоведческих знаний у младших школьников » Формирование обществоведческих знаний – она из задач начальной школы

Формирование обществоведческих знаний – она из задач начальной школы

Страница 1

Человеческое общество очень сложная и в то же время целостная система. Оно является объектом изучения многих общественных наук: философии, истории, политологии, экономики, культурологии, социологии, психологии и др. Но каждая из этих наук специализируется на изучении отдельных сторон общества и его развития, что не дает полного представления о нем во всем его многообразии. Поэтому появилась потребность в науке, которая бы обработала накопившийся материал и представила общество в его развитии целостно и объемно. В соответствии с требованием времени во второй половине XIX в. появляется новая самостоятельная наука обществознание, которая комплексно подошла к изучению общества.

К концу XX в. сложились два подхода к изучению материала по обществознанию: интегративный и модульный (предметный). Интегративный курс представлен следующими вариантами: «Человек и общество», «Введение в обществоведение», «Основы современной цивилизации» и др. Модульные (предметные) курсы соответствуют базовым общественным наукам под условными названиями «Основы экономики», «Основы социологии», «Введение в политологию» и др. Интегрированный курс предполагает изучение материала в течение нескольких лет без изменения названия, а модульные курсы рассчитаны на последовательную смену друг друга в течение года или ведутся параллельно.

Сами термины «обществоведение» и «обществознание» признаны тождественными и определяются как совокупность знаний общества о самом себе. Однако сегодня термин «обществознание» считается более точным при обозначении: 1) образовательной области, в которую входят общественные дисциплины; 2) отдельной самостоятельной учебной дисциплины. А «обществоведение» из существительного превратилось в прилагательное: обществоведческий характер, обществоведческое образование, обществоведческие курсы, обществоведческие знания и т.д.

На всех ступенях изучение обществознания осуществляется с опорой на содержание курса истории и на определенные элементы содержания курсов географии, литературы, искусства, биологии, технологии. В то же время обществоведческие знания помогают глубже понять исторические и современные социальные процессы. Они взаимосвязаны, но не заменяют и не дублируют друг друга, а имеют самостоятельную ценность.

Поэтому выделяется самостоятельное определение понятия «обществоведческие знания».

В «Примерной программе основного общего образования по обществознанию», рекомендованной Федеральным Государственным стандартом общего образования, обществоведческие знания определяются как комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений.

В Федеральном Государственном образовательном стандарте начального образования обществоведческие знания определены в перечне требований к уровню подготовки учащихся, заканчивающих начальную школу, в результате изучения образовательной области «Окружающий мир»:

«ученик должен знать и понимать:

− название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

− государственную символику России;

− государственные праздники;

− правила сохранения и укрепления здоровья;

− основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе)».

На основе перечисленных определений выделим приемлемое для нашего исследования понятие: обществоведческие знания – это система интегрированных знаний, включающих первоначальные знания по экономике, праву, граждановедению, краеведению, основам безопасности жизни.

Самостоятельного учебного предмета «Обществознание» в начальной школе нет. Государственный стандарт общего образования определяет обществознание как федеральный компонент курса «Окружающий мир», который интегрирует знания о человеке, природе, обществе и объединяет две образовательные области естествознание и обществознание. Реализуется этот образовательный компонент в двух вариантах.

1. Интегрированый учебный предмет «Окружающий мир» на протяжении всех четырех лет обучения.

2. Модульные учебные предметы: окружающий мир (II–V классы), история России, право или экономика (III–IV классы), граждановедение (III–IV классы).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Особенности распознавания семантически близких значений
Задания данной группы вызвали у детей, вошедших в экспериментальную группу, значительные затруднения. Детям сложно было найти лишнее слово, некоторые отвечали наугад и выбор свой никак не могли объяснить. Другие же пытались найти какое-то логическое объяснение своему решению. Так, например, в групп ...

Основные трудности понимания речи на слух
Практический опыт обучения иностранному языку, практика устного перевода и просто общения на иностранном языке убеждают в том, что аудирование является одним из самых сложных видов речевой деятельности и единственным видом речевой деятельности, при которой от лица ее выполняющего почти ничего не за ...

Формирование познавательных умений и интересов учащихся под влиянием межпредметных связей
Развитие познавательных интересов зависит от овладения учащимися обобщенными умениями поисковой деятельности и умениями осуществлять межпредметные связи. Изучение психологии мышления доказало, что в качестве внутреннего побудителя поисковой деятельности, действующего сопряженно со знаниями и способ ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru