Материалы » Разработка, дидактическое обеспечение и экспериментальная проверка процесса реализации дизайнобразования как средства гуманизации обучения старшеклассников

Разработка, дидактическое обеспечение и экспериментальная проверка процесса реализации дизайнобразования как средства гуманизации обучения старшеклассников

Актуальность квалификационной работы определяется развитием направленности образования на гуманистические ценности. Гуманистические функции образования подтверждают идею о том, что оно выступает средством трансляции культуры, овладевая которой человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным к активности, позволяющей выходить за пределы заданного, развивать собственную субъективность и приумножать потенциал мировой цивилизации. Гуманистическое образование направлено на гармоничное развитие личности, которое есть назначение, призвание и задача каждого человека. Одним компонентом гуманизации образования в процессе подготовке подрастающих поколений к будущей социальной жизни является дизайнобразование учащихся. Проблемы его осуществления на гуманистической основе касались в своих работах ученые-педагоги (А.С. Зарецкая, Л.П. Заречная, Н.И. Конышева).

В их трудах содержаться ценные выводы и рекомендации. В то же время как показывают наблюдения проводимые в процессе прохождения трех педагогических практик, в общеобразовательной школе недостаточно уделяется внимание дизайнобразованию не используется его гуманистические основы, связанные с созданием благоприятной культурно-образовательной доформированием ценностных качеств личности старшеклассника.

В современной школе, как показывают наблюдения выполненные в процессе педагогической практики, существует противоречие между объективной необходимостью использования гуманистических ценностей дизайнообразования и отсутствием их реализации. Это обусловило выбор темы нашей квалификационной работы «Дизайнобразование как средство гуманизации обучения старшеклассников в образовательной области «Технология»».

Цель квалификационной работы

: является разработка, обоснование, дидактическое обеспечение и экспериментальная проверка процесса реализации дизайнобразования как средства гуманизации обучения старшеклассников в образовательной области «Технология».

Объект исследования

: процесс и результат обучения в образовательной области «Технология».

Предмет исследования

: Содержание, формы и методы реализации дизайнобразования старшеклассников на гуманистической основе в процессе обучения дизайна одежды.

Рабочая гипотеза

: Процесс реализации дизайнобразования старшеклассников в образовательной области «Технология» будет успешным, если в процессе теоретического анализа проблемы будут раскрыты гуманистические основы дизайнообразования, выявлены и положены в основу построения и реализации процесса обучения старшеклассников дизайну одежды гуманистические принципы педагогики; разработано и использовано в учебном процессе соответствующие дидактическое обеспечение.

Задачи квалификационной работы.

1. Раскрыть гуманистические основы дизайнобразования учащихся современной школы.

2. Аналитическим путем выявить возможности дизайнобразования на гуманистических основах в содержании учебных программ образовательной области «Технология».

3. Обосновать гуманистические принципы отбора содержания и методов реализации дизайнобразования старшеклассников (на примере обучения дизайну одежды).

4. Разработать процесс обучения старшеклассников дизайну одежды на приципах гуманизма.

5. Разработать и обосновать дидактическое обеспечения процесса обучения старшеклассников дизайна одежды на принципах гуманизма (на примере обучения дизайну одежды).

6. Провести экспериментальную проверку процесса обучения старшеклассников на принципах гуманизма дизайну одежды и проанализировать итоги эксперимента.

Методологическую и теоретическую

основу исследования составляют философские теории о социально-деятельностной сущности личности, диалектическая теория познания, принципы гуманистической педагогики, фундаментальные труды ведущих отечественных ученых-дидактов, психологов; педагогические теории и концепции ведущих педагогов в области трудовой, политической подготовки, технологического и эстетического образования учащихся; научной разработке зарубежных и отечественных дизайнеров, искусствоведов, методистов и других специалистов в области подготовки учащихся к трудовой деятельности в сфере материального производства и индустрии сервиса и дизайна одежды.

В процессе выполнения квалификационной работы на разных ее этапах использовались следующие методы исследования:

- анализ педагогической, психологической, исторической, философской литературы, а также дизайнерской;

- изучение и обощение педагогического опыта;

- анализ программ образовательной области «Технология»;

- наблюдение за педагогической деятельностью учителей и учебной деятельностью учащихся на уроках технологии. Анализ их современной деятельности с помощью анкетирования;

- проведение педагогического эксперимента и статистическая обработка его данных.

Эмпирическая база и организация экспериментальной работы

:

Экспериментальная работа по теме: «Дизайнообразование как средство гуманизации обучения старшеклассников в образовательной области «Технология» выполнялась на базе средней образовательной школы №-16. В эксперименте принимали участие: научный руководитель доктор педагогических наук, профессор Л.П. Заречная, директор школы Черных Т.А., учитель технологии Дубодел Д.Ф., методисты: ТМПО Лукьяненко А.В., старший преподаватель кафедры ТМПО Исаакян О.В., студентка 5 курса Рябинина А.Н., учащиеся 10 класса.

Практическая значимость

квалификационной работы состоит в разработке и экспериментальной проверке содержания форм методов и дидактического обеспечения дизайнобразования старшеклассников при выполнении дизайнпроектов на уроках технологии.

Достоверность

полученных данных подтверждается выступлениями на студенческих научно-практических конференциях в апреле 2002–2003 и 2003–2004 учебного года.

Положения, выносимые на защиту:

1. Дизайнообразование старшеклассников в процессе их обучения дизайну одежды по программам образовательной области «Технология» основывается на реализации цели, сущностную основу которой составляет формирование гармонично развитой социальной личности, способной к активной ценностно ориентированной деятельности в индустрии швейного сервиса и сфере дизайна.

2. Гуманизация обучения старшеклассников в образовательной области «Технология» основывается на организации целенаправленно разработанного процесса обучения дизайну одежды в соответствии с гуманистическими принципами педагогики: личностно-деятельностный, личностно-развивающий, научности, ценностной ориентации предметно-преобразующей деятельности, гуманитаризации технико-технологических знаний, политехнический, эстетический, культурологический и обеспечивается соответствующей учебно-методической базой.

Другая информация:

Выявление уровня сформированности экологических знаний у старших дошкольников
В предыдущей главе были рассмотрены теории воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста в целом и через игровую деятельность. Экологическая культура имеет отчётливые внешние проявления, а именно: ценностное отношение к природе, к себе и к другим людям как части природы, к вещам и ...

Способности как психологический аспект
Одной из самых сложных и интересных проблем психологии является проблема индивидуальных различий. Трудно назвать хоть одно свойство, качество, черту человека, которое не входило бы в круг этой проблемы. Психические качества и свойства людей формируются в жизни, в процессе обучения, воспитания, деят ...

Игрушки из дерева
Большое распространение на Руси имела деревянная игрушка, учитывая богатство лесами наших российских земель. Дерево более сложный для работы материал, здесь требуется владение инструментом – топором, ножом, стамеской, токарным станком – поэтому обычно этим ремеслом занимались мужчины. Мальчиков в с ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru