Материалы » Дидактические игры в начальном курсе математики » Сущность и содержание. Понятие игры. Виды игр

Сущность и содержание. Понятие игры. Виды игр

Страница 1

Проблемы методов обучения сегодня приобретают все большее значение. Этой проблеме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, так как учение - ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В настоящее время дидакты пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках занимательного материала. И среди них особое значение уделяется дидактическим играм на уроках математики.

В играх используется присущая каждому ребенку способность к воображению. Дети быстро и легко входят в игру со своим воображением, даже не подозревая о том, какие сложные задания они порой выполняют.

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другие.

Играя, дети учатся применять свои знания, умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети выступают в общении со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связано обучением на занятиях, с наблюдением повседневной жизни. Они учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словами.

Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны.

Также игра - одна из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.

Прежде всего, игра - своеобразное отражение жизни. Великий русский педагог К.Д. Ушинский неоднократно подчеркивал большое воспитательное значение игры, готовящий ребенка к творческому труду, деятельности, жизни. Он отмечал, что в игре ребенок ищет не только удовольствия, но и серьезных занятий; игра - это мир практической деятельности ребенка, которая удовлетворяет не только физически, но и духовные его потребности.

Ребенок начинает играть еще в раннем возрасте. Игра постепенно развивается, ее формы последовательно сменяют друг друга.

Поступив в школу и включившись в новую для него учебную деятельность, ребенок не перестает играть.

В книге "Технология игры в обучении и развитии" авторов П.И. Пидкасистого и Ж.С. Хайдарова отмечено: "Сегодня мало кого удивишь тем, что передовых учебных центрах взрослые люди, студенты и школьники учатся уму-разу, играя, как малые дети, интересно и весело. И играют они не в жмурки-бирюльки, а в законы и формулы, в войну и мир, в большой и малый бизнес, словом, в жизнь".

В настоящее время в научной литературе выделяют множество известных игр, которые разбили на три группы с тематическими заголовками: "Механизм", "Процесс", "Мотивация", группировка по типологическому принципу.

Учебные игры.

Дидактические игры (академические, обучающие, образовательные, воспитательные и педагогические).

Механизм.

Имитационные игры (имитации, машинные имитации, имитаторы)

Проблемные (эвристические) игры.

Сюжетные игры (драматизации, инсценировки)

Ситуационные игры (игровые ситуации).

Творческие игры (манипулятивные и строительные).

Настольные игры.

Языковые игры.

Абстрактные игры

Процесс.

Ролевые (организационные и функциональные) игры.

Военные игры (военные учения).

Деловые (управленческие, операционные и экономические) игры.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Особенности развития пространственного мышления в младшем школьном возрасте
Пространственные понятие и пространственное воображение ребенка являются предпосылками для формирования его пространственного мышления и обеспечиваются различными психическими процессами, такими как восприятие (первоосновой которого являются ощущения), внимание, память, воображение при обязательном ...

Методы и приемы активизации творческой деятельности
Творческая деятельность начинается с обостренного внимания к явлениям мира и предполагает «редкие впечатления», умение их удержать в памяти и осмыслить. Важным психологическим фактором творческой деятельности является память. У художника она не зеркальна, избирательна и носит творческий характер. Д ...

Зрительно-двигательная готовность к изобразительной деятельности
Для выполнения любого рисунка необходимо наличие, во-первых, отчетливых представлений об изображаемых предметах и явлениях, во-вторых, умения передавать эти представления в графической форме каким-либо красящим веществом (графитом, фломастером, гуашью и т.п.). Иначе говоря, требуется не только особ ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru