Материалы » Разработка, дидактическое обеспечение и экспериментальная проверка процесса реализации дизайнобразования как средства гуманизации обучения старшеклассников » Гуманистические основы дизайнобразования учащихся современной школы

Гуманистические основы дизайнобразования учащихся современной школы

Страница 4

Ценностную основу дизайнобразования составляет тот факт, что оно должно базироваться на формировании эстетических отношений. Указанные отношения вытекают из сложной системы отношений человека с окружающими природными и искусственным предметным, технологическим миром и обществом, сложившихся в процессе общественно-исторической практики и включает три диалектически связанные между собой компонента: деятельность, научные знания, общение. Их взаимодействие в эстетическом познавательном процессе формирует эстетическую культуру отношений, эстетический вкус.

Изучение психологической, педагогической литературы позволяет сделать вывод, что формирование отношений становится краеугольным камнем современной педагогической науки и рождение идеи «Педагогики отношений» (Д.М. Гришин, В.А. Сластенин, Л.С. Подымова и др.). по мнению многих теоретиков искусствоведения и эстетики (Ю.Б. Борев, Э.Ф. Володин, А.В. Гулыга, А.Г. Давыдов, Л.А. Зеленов, Н.И. Киященко, Н.З. Коротков и др.). Эстетические отношения имеют особый, универсальный характер.

Диалектически объединяя в себе гуманистический, интеллектуальный, практический, ценностно-ориентированный, творческий, эмоциональный и другие компоненты, реализующиеся в дизайнерской деятельности, эстетические отношения пронизывают всю систему человеческих отношений, возникающих при создании изделия. Поэтому в процессе обучения старшеклассников дизайну в основе формирования у них эстетических отношений лежит не только самостоятельная эстетическая деятельность по изготовлению полезных и красивых вещей (продукты дизайна), но и преобразования личности учащегося, ее восхождения к гуманистическим идеалам.

Теоретический анализ проблемы дизайнобразования как средства гуманизации обучения старшеклассников в образовательной области «Технология», позволил установить, что организация процесса обучения дизайнерской деятельности на гуманистической основе играет существенную роль в формировании личностных качеств учащегося. Это – эстетическое сознание, эстетическое отношение к предмету, средствам, результату труда, гуманные межличностные отношения. Указанные отношения составляют внутреннее единство с нравственными отношениями и оценками, а также технологическими, экономическими и общественными. Утилитарно-практический подход к предмету обучения старшеклассников дизайнерской деятельности (являющегося, как известно, предметом природы), построенной на принципах нравственности, технологической, эстетической и экологической этики, является важным средством гуманизации процесса обучения, одним из принципов гуманистической педагогики.

Применительно к предмету нашей квалификационной работы, соблюдение указанных принципов в сочетании с пониманием эстетического как общечеловеческой ценности, позволяют в процессе обучения старшеклассников дизайнерской деятельности оптимально использовать объективные эстетические и технологические свойства предмета природы, создать необходимую художественную форму, художественное качество и образ производимого продукта. В таком подходе решаются педагогические задачи формирования у учащихся внутренней эстетической культуры как важнейшего показателя целостности личности будущего производителя материальных ценностей и услуг. Внутренняя эстетическая культура предопределяет ценностное отношение к общественным функциям создаваемого изделия (Л.П. Заречная).

Формирование у старшеклассников указанной системы ценностей органично связано с их пониманием, что художественная форма, художественное качество и образ производимого продукта зависят не только от естественных свойств предмета труда, но и от тех общественных обстоятельств, в которые он включен: социально-экономических условий, духовно-нравственного состояния общества, его традиций, уровня развития материального производства, научных знаний и профессионализма, эстетической культуры и ценностных ориентаций его участников и других факторов. Такой подход составляет основу дизайнобразования, так как он раскрывает важнейшие факторы и принципы дизайна. (Ф.И. Пармон)

Страницы: 1 2 3 4 5

Другая информация:

Социокультурная среда высших учебных заведений
Социокультурная среда высшего учебного заведения - понятие сложное, которое невозможно уяснить, не проанализировав такие понятия, как «социальная среда», «социокультурная среда», «образовательная среда». Категорию «среда» активно стали изучать в 90-е годы XX в. Но впервые на нее и связанное с ней п ...

Отечественный опыт профильного обучения
Российская школа накопила немалый опыт по дифференцированному обучению учащихся. Каким же был опыт дифференциации общего среднего образования в дореволюционной России? Первая попытка осуществления дифференциации обучения в школе относится к 1864 г. Соответствующий Указ предусматривал организацию се ...

Методика изучения темы "Линейная функция"
Существенным преобразованием в содержании А.Г. Мордковича стало то, что линейная функция вводится как зависимость между переменными. Это позволило "приспособить" ситуации затруднения, предложенные Горбовым С.Ф., связанные с введением области определения и аспекта однозначности в понятие ф ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru