Материалы » Разработка, дидактическое обеспечение и экспериментальная проверка процесса реализации дизайнобразования как средства гуманизации обучения старшеклассников » Гуманистические основы дизайнобразования учащихся современной школы

Гуманистические основы дизайнобразования учащихся современной школы

Страница 2

Человеческий фактор соединяет все компоненты дизайнерской деятельности. Соотносясь с этим фактором, культурная предметная среда приобретает не просто утилитарную и эстетическую целесообразность, но и целый ряд совершенно особых качеств. Так, среда может рассматриваться с точки зрения социально идеологических ценностей, отражать историко-национальные черты, индивидуальные вкусовые предпочтения и даже экологический фон эпохи. Интегрируя в себе материальную, духовную, интеллектуальную части и охватывая безграничный психологический мир, культурная среда объективно требует гармоничного развития интеллектуальных, физических и духовных потенций человека, его технологической и эстетической культуры и образованности в сфере дизайна.

Каждый человек является субъектом художественно-технического видения социального мира. Приобретение комплекса дизайнерских знаний, представлений и умений является необходимым условием многостороннего развития личности. Знания в области дизайна являются специфическим средством формирования эстетического отношения к технологическому миру и предметно-пространственной среде.

В дизайне наиболее полно проявляется эстетическое отношение к труду, культуре производства и потребления, так как в нем соединяются в единое целое целесообразность, эстетическое и техническое начала трудовой деятельности. Этим объясняется принципиально важная роль дизайна в трудовом и профессиональном обучении учащихся.

В процессе выполнении квалификационной работы, теоретического анализа ее предмета исследования выявлено, что при формировании знаний и умений по дизайну на уроках технологии необходимо руководствоваться следующими основными дизайнерскими знаниями и умениями элементы которых должны усвоить учащиеся:

- знания основных понятий дизайна: композиция и формообразование, художественно-конструкторское проектирование, требования дизайна к промышленным изделиям, понятие о цвете и цветосочетаниях;

- умения: анализировать промышленные изделия, проводить дизайнерский анализ и синтез при решении художественно-технических задач, применять графические и пластические способы формообразования, учитывать формообразующие, эргономические и технологические факторы при решении задач.

Вместе с тем в процессе обучения технологии у школьников необходимо сформировать социально значимые качества личности, такие как: эстетические потребности и эстетический вкус, потребности и способности к эстетической оценке предметно-пространственной среды, технологического мира и создание эстетических ценностей. Большое значение при этом имеет то, что в процессе дизайнерской деятельности существуют широкие возможности развития эстетического вкуса и помощи учащихся в осознании того, что в культуре массового производства имеются свои собственные эстетические достоинства и способы проявления творческой индивидуальности.

Поскольку дизайн является непосредственным носителем духовной и материальной культуры, синтезом науки, техники и искусства, то на уроках технологии необходимо использовать его как эффективное средство эстетического воспитания учащихся и формирования у них высоких эстетических потребностей, эстетического вкуса, что является важнейшей задачей.

Это возможно осуществить в процессе проектирования одежды.

Одежда – это не только покровы предохраняющие тело человека от повреждений и воздействий, она также является неотъемлемой частью среды жизнедеятельности человека, материально-духовного наследия общества.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другая информация:

Обзор диагностических методик по выявлению нарушения чтения у детей с ОНР III уровня
При разработке методики Р.И. Лалаевой за основу был положен психолингвистический подход. Научно-теоретическими предпосылками методики явились современные психолингвистические представления о структуре речевой деятельности. Таким образом, в соответствии с психолингвистическим подходом, при исследова ...

Психологические особенности восприятия в старшем школьном возрасте
“Восприятие – отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств”. Иногда наши органы чувств подводят нас, как бы обманывают. Это называется иллюзией. Зрение поддается иллюзиям больше, чем други ...

Андрагогические основы профессионального развития личности
Андрагогические основы профессионального развития закладываются в момент перехода личности из системы школьного обучения на следующий этап непрерывного образования. Для одних учащихся это обучение в вузе, для других - в колледже или профессионально-техническом училище. Согласно существующей социаль ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru