Материалы » Разработка, дидактическое обеспечение и экспериментальная проверка процесса реализации дизайнобразования как средства гуманизации обучения старшеклассников » Гуманистические основы дизайнобразования учащихся современной школы

Гуманистические основы дизайнобразования учащихся современной школы

Страница 2

Человеческий фактор соединяет все компоненты дизайнерской деятельности. Соотносясь с этим фактором, культурная предметная среда приобретает не просто утилитарную и эстетическую целесообразность, но и целый ряд совершенно особых качеств. Так, среда может рассматриваться с точки зрения социально идеологических ценностей, отражать историко-национальные черты, индивидуальные вкусовые предпочтения и даже экологический фон эпохи. Интегрируя в себе материальную, духовную, интеллектуальную части и охватывая безграничный психологический мир, культурная среда объективно требует гармоничного развития интеллектуальных, физических и духовных потенций человека, его технологической и эстетической культуры и образованности в сфере дизайна.

Каждый человек является субъектом художественно-технического видения социального мира. Приобретение комплекса дизайнерских знаний, представлений и умений является необходимым условием многостороннего развития личности. Знания в области дизайна являются специфическим средством формирования эстетического отношения к технологическому миру и предметно-пространственной среде.

В дизайне наиболее полно проявляется эстетическое отношение к труду, культуре производства и потребления, так как в нем соединяются в единое целое целесообразность, эстетическое и техническое начала трудовой деятельности. Этим объясняется принципиально важная роль дизайна в трудовом и профессиональном обучении учащихся.

В процессе выполнении квалификационной работы, теоретического анализа ее предмета исследования выявлено, что при формировании знаний и умений по дизайну на уроках технологии необходимо руководствоваться следующими основными дизайнерскими знаниями и умениями элементы которых должны усвоить учащиеся:

- знания основных понятий дизайна: композиция и формообразование, художественно-конструкторское проектирование, требования дизайна к промышленным изделиям, понятие о цвете и цветосочетаниях;

- умения: анализировать промышленные изделия, проводить дизайнерский анализ и синтез при решении художественно-технических задач, применять графические и пластические способы формообразования, учитывать формообразующие, эргономические и технологические факторы при решении задач.

Вместе с тем в процессе обучения технологии у школьников необходимо сформировать социально значимые качества личности, такие как: эстетические потребности и эстетический вкус, потребности и способности к эстетической оценке предметно-пространственной среды, технологического мира и создание эстетических ценностей. Большое значение при этом имеет то, что в процессе дизайнерской деятельности существуют широкие возможности развития эстетического вкуса и помощи учащихся в осознании того, что в культуре массового производства имеются свои собственные эстетические достоинства и способы проявления творческой индивидуальности.

Поскольку дизайн является непосредственным носителем духовной и материальной культуры, синтезом науки, техники и искусства, то на уроках технологии необходимо использовать его как эффективное средство эстетического воспитания учащихся и формирования у них высоких эстетических потребностей, эстетического вкуса, что является важнейшей задачей.

Это возможно осуществить в процессе проектирования одежды.

Одежда – это не только покровы предохраняющие тело человека от повреждений и воздействий, она также является неотъемлемой частью среды жизнедеятельности человека, материально-духовного наследия общества.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другая информация:

Констатирующий эксперимент по выявлению знаний в области экономики у обучающихся профильного и базового уровней
В констатирующем эксперименте принимали участие 2 группы двух школ г.Североморска: контрольная и экспериментальная. В роли контрольной группы выступил 11Б профильный класс общеобразовательной школы №1, 20 человек. В обеих группах велось преподавание одним педагогом. В роли экспериментальной группы ...

Формы и методы работы, способствующие развитию творческих способностей
Восприятие себя как творческой личности является важнейшим условием творческого акта. При этом критическое отношение к результатам собственной деятельности вполне допустимо, но с одним условием – нельзя делать это в процессе деятельности, пусть критичность проявляется только тогда, когда новое уже ...

Психологическая природа связной монологической речи
Связная монологическая речь, представляя собой многоаспектную проблему, является предметом изучения разных наук - психологии, лингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общей и специальной методики. В литературе часто при определении сущности данного вида речи акцент делается на слове «с ...

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru