Материалы » Разработка, дидактическое обеспечение и экспериментальная проверка процесса реализации дизайнобразования как средства гуманизации обучения старшеклассников » Гуманистические основы дизайнобразования учащихся современной школы

Гуманистические основы дизайнобразования учащихся современной школы

Страница 1

Основной тенденцией современного технологического образования является интеграция гуманитарных, естественнонаучных и технических дисциплин с производством. Одним из связующих факторов этой интеграции является дизайн.

Анализ технической, технологической, искусствоведческой литературы свидетельствует, что существует несколько точек зрения на определение сущности понятия «дизайн».

В работах отечественных и зарубежных дизайнеров И.Т. Волкотруб, Г. Земпер, А. Моль, Т.В. Козлова, Ф.М. Паршон и др. определяется дизайн как вид деятельности, направленной на создание комфортной и эстетически выразительной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей запросы и предпочтения человека.

Основываясь на анализе различных толкований понятия дизайна, его адаптированное и, главное, удобное для школы определение дала Л.П. Малиновская: «Дизайн – это придумывание и создание человеком красивых, удобных вещей и всего окружения».

Во всех определениях отражена активная, преобразующая, творческая сущность дизайна. Дизайнерская деятельность направлена на разработку и создание гармоничной окружающей среды. Гармоничной, то есть комфортной, функциональной, надежной и красивой, что действительно позволяет наиболее полно удовлетворять эстетические, социальные, психологические и другие предпочтения человека. Анализ, в ходе выполнения квалификационной работы, сущности дизайнерской деятельности убеждает, что дизайн является комплексной деятельностью, неразрывно соединяющей в себе интеллектуальное, логическое, рассудочное начало.

Одним из важнейших критериев дизайна является соответствие изделий потребительским требованиям. Они определяются формулой «красота + польза». В данной формуле отражены такие значимые факторы дизайна как социологически, эстетический, эргономический, технико-технологический, конструкторский, экономический. Они являются факторами гармонизации утилитарной и эстетической сторон изделия, обеспечивая ему гармоничность конструкций, формы, содержания, функции.

В исследованиях по дизайну убедительно доказывается, что наиболее гармоничные вещи лучше выполняют и свою утилитарную функцию.

Анализ литературных источноков, освещающих различные аспекты эстетики и дизайна (Ю.К. Борев, И.Т. Волкотруб, В.И Казаринова, Л.Т. Левчук и др.) подводят нас к выводу, что красота всегда целесообразна. Это относится как к объектам природы, так и к продуктам человеческой деятельности.

Теоретический анализ проблемы дизайнобразования как средства гуманизации обучения старшеклассников технологии позволил установить, что ее решение лежит в плоскости раскрытия гуманистической сущности принципов дизайнерской деятельности. Являясь средством создания материальных и духовных ценностей она одновременно выступает средством гуманизации предметного мира – неотъемлемого компонента цивилизации человечества, его культуры, среды формирования и воспитания личности.

Дизайнерская деятельность с позиции гуманизма влечет за собой углубление представлений о средствах и способах преобразования предметной среды. В то же время она остро обнажает проблемы нравственности и культуры взаимодействия человека с природой, выдвигает требования целостно и концептуально осознать эстетическое богатство, эстетическую самоценность природного мира, необходимость гармонизации отношения с ним в процессе указанного преобразования.

Научное осмысление практической деятельности человека по преобразованию им материального мира и созданию, на принципах дизайна, искусственных с развернутой технологической инфраструктурой организации эстетической предметной сферы, находит отражение в философских, исторических, педагогических трудах, эстетических теориях и концепциях отечественных и зарубежных исследователей (В.И. Вернадский, Л.С. Выготский, Г. Земпер, Д.С. Лихачев, Г. Монро, М.С. Коган, П.Р. Атухов, Ю.Б. Борев, В.П. Овечкин, В.А. Поляков, К.К. Рубинштейн, В.Д. Симоненко, П. Сорокин, О. Тоформер, И.Т. Фролов и др.). Ученые подчеркивают противоречивость, и в тоже время, социальную значимость многообразного характера такой деятельности и ее продуктов в структуре созданной человеком культурной среды.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другая информация:

Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Возрастной период младших школьников – 6-10 лет. В работах Р.С. Немова говорится о том, что младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей, но точно определить его не представляется возможным. Известный психолог Л.В. Выготский справедливо утверждал, что у ...

Материалы и инструменты, необходимые для бисероплетения
Бисероплетение – это не очень затратное декоративно-прикладное искусство, и приобретение материалов, возможно, любым человеком. Бисер – мелкие круглые или граненые шарики из стекла, металла, фарфора. Бисер может быть прозрачным и «глухим», блестящим или матовым, граненым или ребристым, иметь круглы ...

Технология применения логических опорных конспектов
В основе технологии лежит идея опоры на зрительный образ, которая широко распространена в практике работы учителей географии. На уроках географии применяются опоры словесные (яркие образные рассказы, описания, в том числе отрывки из художественных произведений), графические (схемы, рисунки, таблицы ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru