Материалы » Экономическое образование школьников » Гуманизация образования и воспитания в современных условиях

Гуманизация образования и воспитания в современных условиях

Сложившаяся в настоящее время социальная, политическая, культурная ситуация в стране требует глубоких исследований по гуманизации образования, которая ориентируется на индивидуализацию и дифференциацию обучения, использование индивидуальных программ развития, усиление положительных мотивов учения, активизацию творчества.

Верный путь гуманизации образовательного процесса – это личностно ориентированное обучение, которое базируется на гуманистической психологии. Этот вид обучения создает благоприятные условия для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов образовательного процесса, отношений доверия, сотрудничества, сближения позиций, усиления роли эмоций и эмпатии. Гуманистически ориентированный педагог должен обладать:

- безусловным позитивным отношением к ребенку;

- принимать ребенка таким, каков он есть, понимая необходимость коррекции отдельных качеств, но лишь с учетом общего положительного отношения к ребенку;

- не ограничиваться формальным исполнением своих обязанностей, проявлять лучшие душевные качества, искренние чувства и эмоции;

- способствовать становлению в каждом ребенке собственного достоинства, эмпатии и самоуважения.

Следует различать личностно ориентированную педагогическую практику и личностно ориентированную педагогическую науку. Первая, прежде всего, означает смену стиля педагогического общения – от авторитарного к демократическому, поощрение самостоятельности, формирование способности к индивидуальному интеллектуальному усилию, готовности к свободе выбора. Вторая связана с разработкой способов реализации личностно ориентированных целей обучения и воспитания. Эти цели порождаются социально, формулируются психологией и выполняются педагогикой, обосновывающей и разрабатывающей соответствующие этим целям содержание и методы обучения и воспитания.

Гуманизация воспитания - это не прямое воздействие на личность, а субъективное взаимодействие, диалог, в котором один человек воспринимает другого как такую же ценность, как и он сам. В основе гуманистической идей воспитания лежат следующие идеи:

- личностный подход в воспитании, предполагающий признание личности ребенка высшей социальной ценностью, уважение своеобразия каждого школьника, признание их личных прав и свобод;

- природосообразность воспитания, которая предполагает обязательный учет половозрастных особенностей учащихся;

- гуманизация межличностных отношений, предполагающая взаимоуважение педагогов и детей, доброту, внимание и терпимость к их мнению, создание комфортной психологической атмосферы;

- учет влияния противоречивой окружающей среды на воспитание ребенка, создание условий для проявления личностью своей активности в познании, общении, игре, спорте, предметно-практической деятельности.

Актуальной проблемой образовательных учреждений в современных условиях является развитие воспитательных систем.

Воспитательная система на создается и не задается извне. Она является результатом сложной работы коллектива образовательного учреждения, в котором важную роль играют исходный замысел авторов системы, творчество педагогов и детей. Воспитательная система ориентирована на конкретные условия, учитывает интересы и потребности взрослых и детей. Поэтому она не может выглядеть одинаково в разных регионах и даже в соседних школах.

Гуманистической воспитательной системе противопоказаны жесткое программирование, тотальная упорядоченность, подчинение личности ребенка административным требованиям.

Для школ с гуманистическими воспитательными системами характерны следующие признаки:

- наличие разделяемого и принимаемого и взрослыми, и детьми целостного образа собственной школы, представления о ее прошлом, настоящем и будущем, ее месте в окружающем мире, ее специфических особенностях;

- событийный характер организации деятельности, интеграция воспитательных воздействий через включение детей в коллективные творческие дела;

- формирование здорового образа жизни образовательного учреждения, в котором преобладают позитивные ценности, порядок, динамизм;

- педагогически целесообразная организация окружающей среды в самой школе и участие в педагогизации среды вне школы;

- реализация защитной функции школы по отношению к личности каждого школьника и педагога.

Интеграция воспитательных воздействий может выходить за рамки одного образовательного учреждения, когда создается единая база воспитания детей разного возраста, и они включаются в разнообразную деятельность. В таком случае складывается воспитательная система микрорайона, поселка, города за счет функционирования школьных систем и педагогизации социальной среды в целом.

Другая информация:

Практические приемы формирования правовой культуры
В данной главе продемонстрируем практическое применение некоторых новых приемов на трех этапах формирования правовой культуры учащихся в процессе обучения (из опыта работы учителей СОШ № 16 г.Великого Новгорода). 1. Прием «коллективный вердикт» Вариант использования приема - на уроке граждановедени ...

Психологические характеристики подросткового и раннего юношеского возрастов
Приступая к своей профессиональной деятельности профконсультант должен иметь чёткое представление о закономерностях психологического развития, о тех новообразованиях которые присутствуют в том или ином возрасте. Это знание позволяет более осознанно оценить наличный уровень психологического развития ...

Школьный строй средневековья
Мы указали существенный черты средневековых школ, по существу, отрицательного характера. Но было бы исторической несправедливостью видеть в средневековом образовали только их. В нем были семена и хороших вещей, и черты, которыми оно оказало человечеству значительный услуги. При том, при суждении о ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru