Материалы » Особенности работы учителя по созданию благоприятного психологического климата в коллективе младшего школьного возраста » Разработка комплекса занятий для начальных классов по созданию благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников

Разработка комплекса занятий для начальных классов по созданию благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников

Страница 6

После проведения занятий в экспериментальной группе младших школьников уменьшилось количество учащихся с низким и очень низким уровнем эмпатийности. В контрольной группе изменений не произошло.

Психологический климат в контрольной и экспериментальной группах младших школьников при его диагностике был определен как противоречивый, неопределенный.

При этом значительное количество учащихся показало низкий и ниже среднего уровни коммуникативных способностей (40,0%); продемонстрировало уровень агрессивности выше нормы (30%); пониженный уровень эмпатийности (40% из контрольной группы и 50% из экспериментальной группы).

Показатели по определению психологического климата, особенностей межличностных отношений в контрольной и экспериментальной группах наблюдаются сходные, с незначительными расхождениями.

Результаты проведенной диагностики психологического климата в коллективе младших школьников показали необходимость проведения занятий со стороны педагога по созданию благоприятного психологического климата в рассматриваемом коллективе младших школьников; оптимизации поведения в области межличностных отношений; дальнейшее изучение особенностей работы учителя начальных классов.

Нами был разработан и проведен с детьми из экспериментальной группы комплекс занятий по созданию благоприятного психологического климата в виде коллективных занятий с учетом индивидуальных особенностей детей, направленных на оптимизацию уровня коммуникативных способностей, агрессивности, эмпатии.

Проведенное исследование показало высокую эффективность разработанной нами системы занятий.

Так, после проведения занятий в экспериментальной группе психологический климат можно определить как в целом благоприятный; средний уровень коммуникативных способностей существенно вырос (так, количество детей с низким и ниже среднего уровнями коммуникативных способностей уменьшилось с 40% до 10%, а количество детей с уровнями коммуникативных способностей выше среднего и высоким, напротив, увеличилось с 30% до 40; уменьшилось количество учащихся с низким и очень низким уровнем эмпатийности с 40% до 20%.

В то же время у детей из контрольной группы состояние психологического климата в группе осталось прежним, показатели по уровню эмпатийности не изменились, показатели по уровню коммуникативных способностей изменились очень незначительно (у 10% учащихся низкий уровень изменился на уровень на ниже среднего).

психологический детский коллектив саморазвитие

1. Проведенное исследование теоретических источников позволяет сделать следующие выводы.

Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей.

Психологический климат является неотъемлемой характеристикой детского коллектива. Под психологическим климатом понимается качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности ребенка в группе.

Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для учителя начальных классов. Организация работы учителя начальных классов по созданию благоприятного психологического климата в коллективе учащихся должна опираться на психологические особенности младших школьников, учет специфики их межличностных отношений.

Важное значение в работе учителя начальных классов по созданию благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников имеет личностно-ориентированный подход. Личностный подход может рассматриваться, как построение особого рода педагогического процесса, который ориентирован на развитие и саморазвитие личностных свойств индивида, отстаивает приоритет индивидуальности в образовании в смысле альтернативы коллективно-нивелирующему воспитанию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другая информация:

Методические рекомендации по организации эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями
Чтобы связи школы с родителями были дружескими и взаимно уважительными, учителям следует соблюдать такие правила: 1. Никогда не жаловаться родителям на их детей, требуя принятия «соответствующих мер». Встреча с родителями должна проходить только как деловое, дружеское обсуждение некоторых проблем, ...

Основные направления и методические подходы к коррекции грамматического строя речи
Основы коррекционного обучения разработаны в исследованиях ряда авторов (Р.Е. Левина, Б.М. Гриншпун, Л.Ф. Спирова, Н.А. Никашина, Г.В. Чиркина, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, А.В. Ястребова и др.) формирование речи основывается на следующих положениях: распознавание ранних признаков ОНР и его влияние ...

Особенности грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи
Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребенком закономерностями языка, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия. Грамматические операции процесса порождения речи является чрезвычайно сложными и предполагают достаточно высокий уровень развития а ...

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru