Материалы » Особенности работы учителя по созданию благоприятного психологического климата в коллективе младшего школьного возраста » Разработка комплекса занятий для начальных классов по созданию благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников

Разработка комплекса занятий для начальных классов по созданию благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников

Страница 6

После проведения занятий в экспериментальной группе младших школьников уменьшилось количество учащихся с низким и очень низким уровнем эмпатийности. В контрольной группе изменений не произошло.

Психологический климат в контрольной и экспериментальной группах младших школьников при его диагностике был определен как противоречивый, неопределенный.

При этом значительное количество учащихся показало низкий и ниже среднего уровни коммуникативных способностей (40,0%); продемонстрировало уровень агрессивности выше нормы (30%); пониженный уровень эмпатийности (40% из контрольной группы и 50% из экспериментальной группы).

Показатели по определению психологического климата, особенностей межличностных отношений в контрольной и экспериментальной группах наблюдаются сходные, с незначительными расхождениями.

Результаты проведенной диагностики психологического климата в коллективе младших школьников показали необходимость проведения занятий со стороны педагога по созданию благоприятного психологического климата в рассматриваемом коллективе младших школьников; оптимизации поведения в области межличностных отношений; дальнейшее изучение особенностей работы учителя начальных классов.

Нами был разработан и проведен с детьми из экспериментальной группы комплекс занятий по созданию благоприятного психологического климата в виде коллективных занятий с учетом индивидуальных особенностей детей, направленных на оптимизацию уровня коммуникативных способностей, агрессивности, эмпатии.

Проведенное исследование показало высокую эффективность разработанной нами системы занятий.

Так, после проведения занятий в экспериментальной группе психологический климат можно определить как в целом благоприятный; средний уровень коммуникативных способностей существенно вырос (так, количество детей с низким и ниже среднего уровнями коммуникативных способностей уменьшилось с 40% до 10%, а количество детей с уровнями коммуникативных способностей выше среднего и высоким, напротив, увеличилось с 30% до 40; уменьшилось количество учащихся с низким и очень низким уровнем эмпатийности с 40% до 20%.

В то же время у детей из контрольной группы состояние психологического климата в группе осталось прежним, показатели по уровню эмпатийности не изменились, показатели по уровню коммуникативных способностей изменились очень незначительно (у 10% учащихся низкий уровень изменился на уровень на ниже среднего).

психологический детский коллектив саморазвитие

1. Проведенное исследование теоретических источников позволяет сделать следующие выводы.

Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей.

Психологический климат является неотъемлемой характеристикой детского коллектива. Под психологическим климатом понимается качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности ребенка в группе.

Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для учителя начальных классов. Организация работы учителя начальных классов по созданию благоприятного психологического климата в коллективе учащихся должна опираться на психологические особенности младших школьников, учет специфики их межличностных отношений.

Важное значение в работе учителя начальных классов по созданию благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников имеет личностно-ориентированный подход. Личностный подход может рассматриваться, как построение особого рода педагогического процесса, который ориентирован на развитие и саморазвитие личностных свойств индивида, отстаивает приоритет индивидуальности в образовании в смысле альтернативы коллективно-нивелирующему воспитанию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другая информация:

Методика изучения рассказов А.П. Чехова "Хамелеон" и "Злоумышленник" в школе
М.Л. Семанова в книге "Чехов в школе" обращает внимание на "самостоятельность Чехова-юмориста, оригинальность его творческого метода", считает необходимым вместе с учащимися "исследовать особенности конструкции рассказа "Хамелеон", помочь осознать позицию автора и ...

Совершенствование форм обучения в процессе реализации межпредметных связей
Использование межпредметных связей в практике обучения вызвало появление новых форм его организации, таких, как урок с межпредметными связями, комплексный семинар, комплексные экскурсии, межпредметные конференции, комплексные факультативы и др. при этом классно – урочная система, принятая в советск ...

Организационные решения по реализации необходимых требований и условий к процедуре контроля знаний и тестирования
Одним из важнейших вопросов построения распределенных образовательных систем является задача объективной оценки результатов обучения. Следует отметить, что данная проблема многогранна и единого мнения по ее решению нет. В частности, весьма распространено мнение, что тестируемый будет использовать л ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru