В апреле 2010 года с младшими школьниками из экспериментальной группы нами были проведены занятия по формированию благоприятного психологического климата в коллективе.
Цель: создание благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников.
Задачи:
- оптимизация межличностных отношений младших школьников;
- повышение уровня коммуникативных способностей у младших школьников;
- снижение уровня агрессивности у младших школьников;
- оптимизация уровня эмпатии у младших школьников.
Особенности организации.
Возраст участников занятий: 10 – 11 лет.
Численный состав группы: 20 человек.
Количество занятий: 8.
Продолжительность занятия: 20-30 минут.
Таблица 9 Тематический план
Разделы |
Темы занятий |
Кол-во часов |
1. «Я» и «мы» |
1.Вводное. Знакомство 2.Наши чувства 3.Наши поступки 4.Учимся выражать себя 5.Учимся понимать других |
1 1 1 1 1 |
2. «Мир вокруг нас» |
6. «Сильнее всех - владеющий собой» 7. «Как мир меняется, и как я сам меняюсь» 8. «Мир вокруг нас» |
1 1 1 |
Занятие 1.
Вводное. Знакомство.
Цели: знакомство участников группы, установление связей, формирование умения вести позитивный внутренний разговор о себе.
Установка на работу, правила: избегать непосредственных оценок друг друга, обращаться по именам, высказывать мысли и чувства, возникшие «здесь и теперь».
Знакомство в форме игры «Снежный ком»: каждый сидящий в круге перед тем, как назвать свое имя, повторяет все имена, которые были названы перед ним. Имя может быть настоящим и вымышленным. Это имя на все групповые встречи.
Разминка – двигательные упражнения «Поменяйтесь местами» Установка: узнать друг о друге как можно больше.
Игра «Без ложной скромности».
Материалы: Большой лист бумаги (размера А3) и восковые мелки.
Инструкция: Обычно всем людям нравится, когда их хвалят. Чья похвала нравится вам больше всего? Говорите ли вы сами что-то хорошее о себе? Что, например?
Когда мы говорим о себе хорошо, это помогает нам добиваться в жизни успеха, переживать сложные ситуации и доводить до конца трудные дела. Это помогает нам действительно становиться лучше.
Я хотела бы, чтобы вы сейчас подумали о трех вещах, которым вы хотели бы научиться или которые хотели бы сделать лучше, чем сейчас. Выбрав эти три вещи, представьте себе, что вы уже умеете делать их. Сформулируйте это в утвердительной форме. Например: «Я отлично пробегаю 100-метровку», «Я пишу интересные сочинения», «Я очень хорошо плаваю»…
Теперь возьмите лист бумаги и запишите эти фразы большими буквами. Возьмите восковые мелки и украсьте буквы, которыми написаны эти предложения.
По завершении упражнения, каждый ребенок показывает свой маленький плакат классу и громко зачитывает то, что на нем написано.
Анализ игры – учитель обращается к каждому ребенку:
- Понравилась ли тебе эта игра?
Легко ли тебе было говорить о своих успехах?
Узнал ли ты новое о ребятах?
Затем следует общее обсуждение.
Игра «Неожиданная картинка».
Материалы: один лист бумаги (размер А3), восковые мелки.
Инструкция: Начинаем рисовать общую картинку, постараемся передать то настроение, которое сейчас у вас. Рисуете 2-3 минуты. По моей команде перестаете рисовать и передаете лист вашему соседу слева. Он продолжает рисовать начатую картинку.
Игру можно оживить музыкальным сопровождением. Как только музыка останавливается, дети передают рисунок.
Анализ игры – учитель обращается к каждому ребенку: - Нравится ли вам картина? Понравилось ли тебе дорисовывать чужие рисунки? Отличается ли картина от тех, которые ты обычно рисуешь? Затем следует Общее обсуждение.
Другая информация:
Технология проведения ролевых игр и основные требования к проведению
ролевых игр
Интерес учителей иностранного языка к ролевой игре не случаен, поскольку игра занимает важное место в жизнедеятельности человека, особенно ребенка, осваивающего окружающий мир. Именно в игре у ребенка развивается воображение, произвольное внимание и память, формируется интерес к иностранному языку. ...
Особенности школьного экономического образования в профильном обучении
Потребность в профессиональном самоопределении – одна из ведущих потребностей, она выступает как фактор развития личности. Одно из средств удовлетворения этой потребности в современной школе – дифференцированное обучение. В XX в. российская школа накопила немалый опыт в этой области. Достаточно пер ...
Дидактические основы межпредметных связей в предметном обучении
Исходные позиции в построении учебного предмета были выявлены в 40 – е годы. М.Н. Скаткин увидел роль межпредметных связей в обеспечении концентризма и системы знаний. Концентризм предполагает «более глубокое и всестороннее освещение фактов, опирающееся на знания, приобретаемые учащимися по данному ...