Исследования по проблеме формирования монологической речи у младших школьников с нарушенным интеллектом проводилось на базе специальной школы №5 г. Тайшета.
В эксперименте участвовало 14 детей. Биологический возраст испытуемых на момент исследования был 9 лет. У детей экспериментальной группы наблюдалось стойкое снижение познавательной деятельности в виде олигофрении в лёгкой степени дебильности.
Перед процедурой обследования была изучена документация на каждого ребёнка, проведено непричастное наблюдение за работой на логопедических и общеобразовательных занятиях, с помощью которых удалось получить информацию об испытуемых, в частности: их индивидуальные возможности, способности и интересы, а также особенности личностно-волевой сферы и поведения.
Организация констатирующего эксперимента.
После изучения теоретического материала по вопросу формирования связной речи детей с нарушением интеллекта был организован констатирующий эксперимент, целью которого было выявить степень сформированности связной монологической речи у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Для этого были использованы и адаптированы методики, описанные в работах Жуковой Н.С., Мастюковой Е.М., и Филичевой Т.Б.
Наглядный материал для обследования был подобран в соответствии с возрастом испытуемых, их индивидуальными возможностями и способностями.
Испытуемым предлагалось выполнить следующие задания:
1. Составить связный рассказ по серии сюжетных картин «На мостике».
Цель: Выявить умение составлять рассказ по серии сюжетных картин, где события развиваются в определенной последовательности.
Инструкция:
Подобрать серию из 2-4 картинок по определенной теме. Разложить их перед ребенком, объявив коротко последовательность событий. Перемешав карточки, предложить ребенку ещё раз самому разложить их в нужной последовательности, ответить на вопросы по их содержанию и попробовать рассказать об изображенном событии «все с самого начала.
2. Составить связный рассказ по серии сюжетных картин «Девочка и ёжик».
Цель: Выявить умение составления связного высказывания повествовательного типа по нескольким сюжетным картинкам.
Инструкция:
Подобрать серию из 3 картинок по заданной теме. Разложить их перед ребенком, объяснить коротко последовательность событий. Детям предлагается рассмотреть картинки, затем рассказать самостоятельно об изображённых на них событиях. В случае затруднения детям оказывалась стимульная помощь.
3. Составить связный рассказ по сюжетной картине «На огороде».
Цель: Выявить умение составлять рассказ по сюжетной картине, где закономерность развития событий не задана.
Инструкция:
Подобрать сюжетную картину по определенной теме. Вначале ребенку предлагается рассмотреть картину, ответить на вопросы по её содержанию и попробовать рассказать об изображенном событии. После детям предлагалось рассказать о содержании сюжетной картины.
4. Пересказать отрывок из рассказа «Кыш! » Я. Тайца.
Цел: Выявить умение строить связное высказывание по литературному образцу, пересказывать, сохраняя последовательность событий.
Инструкция:
Детям читается отрывок из рассказа. Затем педагог проводит словарную работу; выясняет, какие слова и выражения не понятны детям; предлагает ответить на вопросы; выясняет смысл рассказа (почему же куры не хотели идти к Наде?). Педагог читает текст ещё раз и предлагает детям пересказать его.
После процедуры обследования, полученные результаты оценивались путем анализа по следующим критериям:
1. Анализ предложений,
Количество слов в предложении (использование различных частей речи).
2. Анализ текстов.
- количество простых нераспространенных предложений;
- количество простых распространенных предложений;
- количество сложносочиненных предложений;
- количество сложноподчиненных предложений.
Пересказ текста оценивался следующим образом:
- понимание содержания текста;
- полнота содержания текста;
- логическая последовательность;
- синтаксическая структура предложений;
- объём пересказа.
Описание процедуры обследования.
Процедура обследования проводилась на индивидуальных занятиях. Работа начиналась с установления контакта с испытуемым. Далее объяснялась инструкция, после чего ребенок выполнял данное задание.
Так при выполнении первого и второго задания, где требовалось составить рассказ по серии сюжетных картин, после их предъявления дети с удовольствием рассматривали картинки, отвечали на вопросы, показывали изображенные на них предметы и действующих лиц, которым давали имена Затем раскладывали картинки в нужной последовательности и пытались составить рассказы.
Другая информация:
Дозировка, повторность, усложнение и организация игр
Пи проведении игры воспитатель следит за тем, чтобы дети не переутомлялись, чтобы не было излишней нагрузки на сердечно-сосудистую систему, которая выражается в том, что лица детей краснеют, дыхание сильно учащается, появляется покашливание; у некоторых детей утомление, наоборот, выражается в бледн ...
Употребление фразеологизмов в речи, в стилях речи
Важнейшей особенностью фразеологизмов является их вопроизводимость: они не создаются в процессе речи (как словосочетания), а используются такими, какими закрепились в языке. Фразеологизмы всегда сложны по составу, они образуются соединением нескольких компонентов (попасть впросак, вверх тормашками, ...
Основные жанры литературного творчества школьников
С возрастом литературное творчество детей становится всё более целенаправленным. Приходит понимание общественной ценности литературных произведений, и создание их становится целью творческого процесса. Отчётливее проявляются склонности к различным литературным жанрам – поэзии, прозе. Под руководств ...