Материалы » Процесс социально-психологической компенсации дефекта зрения у детей развитием музыкальных способностей » Опытно-экспериментальное изучение музыкальных способностей детей с нарушенным зрением

Опытно-экспериментальное изучение музыкальных способностей детей с нарушенным зрением

Страница 3

Степень выразительности, оригинальности оценивается в процессе наблюдения по пятибалльной системе.

5. Внимание - способность не отвлекаться от музыки и процесса движения. Если ребенок правильно выполняет ритмическую композицию от начала до конца самостоятельно - это свидетельствует о высоком уровне внимания, оценка – 5 баллов. Если ребенок выполняет композицию с некоторыми подсказками - оценка уровня внимания от 4 до 2 баллов. В случае больших затруднений в исполнении композиции, из-за рассеянности внимания оценка составляет 0-1 балл.

6. Память – способность запоминать музыку и движения. В данном виде деятельности проявляются разнообразные виды памяти – музыкальная, двигательная, зрительная. Как правило, детям необходимо шесть - восемь повторений композиции вместе с педагогом, чтобы запомнить последовательность упражнений. Это можно оценить как норму. Если ребенок запоминает с трех - пяти исполнений по показу – это показатель высокого уровня развития памяти, оценка – 5 баллов. Неспособность запомнить последовательность движений или потребность в большом количестве повторений (более десяти раз) оценивается в 2-0 баллов.

7. Подвижность (лабильность) нервных процессов проявляется в скорости, двигательной реакции на изменение музыки. Норма, эталон - это соответствие исполнения упражнений музыке, умение подчинять движения темпу, ритму, динамике, форме и т.д.

Запаздывание, задержка и медлительность в движении отмечается как заторможенность. Ускорение движений, переход от одного движения к последующему (перескакивание, торопливость) отмечается как повышенная возбудимость.

Оценки выставляются следующим образом:

N – норма (5 баллов); В (возбудимость); З (заторможенность) – от 1 до 4 баллов; (В-1, В-2, З-1, З-2 и т.д. – в зависимости от степени выраженности данного качества).

8. Гибкость, пластичность – мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника, позволяющие исполнять несложные акробатические упражнения («рыбка», «полушпагат» и др.) – от 1 до 5 баллов.

9. Координация, ловкость движений – точность исполнения упражнений, правильное сочетание движений рук и ног при ходьбе, беге в гимнастике в танце. Оценивается по пятибалльной системе с учетом подбора доступных по сложности композиций.

III. Опус № 5: зов котенка. Диагностика музыкальных способностей (Е. Ведрашко).

1. Индивидуальные задания.

Для выявления развития звуковысотного слуха:

- спеть выразительно без сопровождения знакомую песенку (если не получается, надо дать возможность спеть под аккомпанемент);

- спеть незнакомую прибаутку или закличку.

Для выявления развития чувства ритма:

- в игре «Эхо» предложить ребенку повторить «зов»;

- проанализировать на музыкальном инструменте пение другого ребенка.

Для выявления развития чувства лада:

- определить, как мелодия звучала: завершенная или незавершенная.

2. Коллективные задания.

Коллективные задания выполняются в форме работы со специальными картами.

- при выявлении способности ориентироваться в тембрах (в этом случае за ширмой играется на инструментах, а дети показывают карточки, которые изображают услышанный инструмент);

- дети должны определить средства музыкальной выразительности (заяц и черепаха – условные обозначения темпа; дети также после прослушивания мелодии показывают соответствующие карточки);

- это задание помогает определить, насколько у детей развито образное видение, а также выяснить степень развития у них эмоциональной отзывчивости на музыку (дети показывают картинку, которая соответствует эмоциональному и образному содержанию прослушанного произведения);

- определить жанр произведения (вальс и марш), показывая картинку, которая соответствует данному жанру.

Прежде чем дети начинают выполнять задание, с ними обговаривается значение каждой картинки, ее содержание.

Использование ознакомительной беседы с детьми в качестве диагностической методики позволило выяснить, чем любит заниматься каждый ребенок, какие у него склонности и интересы. Результаты позволили сделать вывод о том, что у детей с нарушением зрения, интересы к различным видам деятельности широки и многогранны.

В ходе беседы выяснилось, что дети с удовольствием занимаются дома следующими видами деятельности:

- изобразительной деятельностью (рисованием);

- музыкальной деятельностью (пением и прослушиванием музыки);

- просмотром мультипликационных фильмов.

Следует отметить, что практически все дети на вопрос о любимом занятии сначала отметили, что любят «просто играть». Только с помощью дополнительных вопросов удалось определить виды деятельности, которые указаны выше.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другая информация:

Сущность и функции межпредметных связей
В педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи», существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации. Одним из более полных определений является следующее: межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения ...

Игрушки из дерева
Большое распространение на Руси имела деревянная игрушка, учитывая богатство лесами наших российских земель. Дерево более сложный для работы материал, здесь требуется владение инструментом – топором, ножом, стамеской, токарным станком – поэтому обычно этим ремеслом занимались мужчины. Мальчиков в с ...

Самостоятельная работа, её сущность, содержание
Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно попол ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru