Высокий уровень развития данной способности показали 20% детей. Эти дети не отвлекались на посторонние предметы, слушали внимательно песню до самого конца. Средний результат показали 40% детей. У них не хватило усидчивости для прослушивания всей песни. Под конец они начали отвлекаться, смотреть на себя в зеркало и т.д. Низкий результат в 40 % случаев был так же характерен для детей, выражался в отсутствии внимания, повышенной отвлекаемости, дети занимались посторонними делами: рассматривали свою обувь, одежду, свое отражение в зеркале, как выяснилось, в дальнейшем не поняли песню и практически не отвечали на вопросы.
Эмоциональная отзывчивость на музыку. В 20% случаев дети точно уловили эмоциональный характер песни, в процессе слушания они, как правило, улыбались, сопровождали музыку движениями (притоптывали в такт музыки), в целом дети получали удовольствие от процесса слушания. Средний уровень развития данной способности принадлежит 40% детей. Отличались они от выше описанных детей менее выраженной яркостью эмоциональных проявлений. Низкий уровень показали 40% детей, к ним относятся те дети, которые отвлекались при прослушивании песни, не вникали в ее содержание.
Понимание и эстетическая оценка музыкального произведения.
Дети показали результаты по этим двум способностям одинаковые, т.е. высокий уровень наблюдается как в понимании музыкального произведения, так и в способности давать эстетическую оценку в 20 % случаев. Такие дети легко, без какой-либо помощи смогли определить и словесно обозначить характер музыкального произведения, дать самостоятельно эстетическую оценку. Эстетические чувства у детей достаточно развиты, мелодия вызывает у них положительные эмоции, привлекает. Такой же процент детей показали низкий уровень развития этих двух способностей (20%). Словесно обозначить характер музыки затруднялись, повторяли эпитеты, типа «веселая»; содержание песни в целом не уловлено, дети не называют ситуацию, персонажа, выделяя лишь его действия: «… Бегает, делает венок». Эстетическую оценку самостоятельно не дают, даже когда им оказывается помощь. Наибольший процент детей (60%) показали средний уровень развития указанных способностей. Словесное обозначение характера музыки давали после наводящего вопроса, подбирали другие эпитеты «сказочная, волшебная» и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод, что большинство детей имеют средний уровень развития способностей: слушать музыкальные произведения, эмоционально отзываться на него, понимать его содержание и давать эстетическую оценку. А высокий и низкий уровень соответствует лишь небольшому контингенту детей.
Таблица 3
Уровень развития музыкальных способностей у детей
|
Способность |
Количество детей, % | ||
|
низкий |
средний |
высокий | |
|
Умение слушать |
40 |
40 |
20 |
|
Эмоциональная отзывчивость |
40 |
40 |
20 |
|
Понимание музыкального произведения |
20 |
60 |
20 |
|
Эстетическая оценка музыкального произведения |
20 |
60 |
20 |
Использование методики А.С. Бурениной позволило выявить уровень музыкального и психомоторного развития детей. Детям был предложен для прослушивания «вальс с волшебными колокольчиками», который стал основой музыкально-двигательного этюда, разработанного Т.В. Нестеренко, одним из ведущих специалистов в области музыкального движения. Дети должны выразительно воспроизвести взволнованный характер музыки вальса, интонации, просьбы, восторг при проявлении волшебных колокольчиков и легкую грусть при их исчезновении. В этом музыкально-двигательном этюде у детей развивается вся система музыкальных способностей, также образное мышление и воображение, свобода, пластичность и выразительность движений.
Данная методика позволила выявить особенности музыкальности, эмоциональности, творческих проявлений внимания, памяти, нервных процессов, пластики, координации движений детей, а также оценить все эти параметры.
Другая информация:
Цели и задачи изучения иностранного языка в школе
Изучение иностранного языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной: речевая компетенция – развитие ко ...
Была ли в средние века теория воспитания
Строй средневекового образования и воспитания определялся церковно-религиозным строем тогдашней жизни. Церковь указывала и состав, и язык образования, предопределяла, до некоторой степени, всю воспитательно-образовательную систему, с аскетически-строгой -дисциплиной. При таком авторитетном инструкт ...
Методика совершенствования работы по воспитанию экологической культуры у старших
дошкольников
На этапе формирующего эксперимента была разработана методика работы по воспитанию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Методика построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребёнка, умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видет ...