Таким образом, можно подвести некоторые итоги: дети с нарушенным зрением обладают средним уровнем развития выше перечисленных параметров. Те трудности, которые они испытывали при выполнении заданий, обусловлены в большей степени особенностями психического развития детей, но как видно из результатов, эмоциональная сфера у них практически не страдает, они эмоционально переживают музыку, отзываются на нее, а это является первым признаком наличия музыкальности у детей.
Таблица 4
Уровень музыкального и психомоторного развития детей
Параметр |
Количество детей, % | ||
0-1 низкий |
2-4 средний |
5 высокий | |
Музыкальность |
40 |
50 |
10 |
Эмоциональная сфера |
20 |
70 |
10 |
Творческие проявления |
40 |
40 |
20 |
Внимание |
40 |
50 |
10 |
Память |
40 |
50 |
10 |
Подвижность нервных процессов |
40 |
50 |
10 |
Пластичность, гибкость |
40 |
40 |
20 |
Координация движений |
40 |
40 |
20 |
Следующая методика предполагала задания для детей как индивидуального, так и коллективного характера. В ходе индивидуальной работы были выявлены способности: развитие звуковысотного слуха, чувства ритма, чувство лада.
Развитие звуковысотного слуха.
Детям было предложено спеть какую-либо знакомую песню без сопровождения музыкального инструмента. С этим заданием безошибочно справилось 50% детей, а остальные 50% спели фальшиво, несмотря на то, что им было предложено музыкальное сопровождение.
Чувство ритма.
Для выявления уровня развития данной способности детям было предложено поиграть в игру «Эхо». Дети должны были воспроизвести «зов» животных и птиц, которые были исполнены в различных ритмах. После этого каждый ребенок должен был исполнять свою любимую песню, в то время как другой ребенок аккомпанировал ему на музыкальном инструменте (в данном случае на бубне). С этими заданиями дети справились более успешно, выполняли их с удовольствием, интересом
Таким образом, без ошибок справились с заданиями 60% детей и 40% детей соответственно справились менее успешно, допускали ошибки, как в игре «Эхо», так и во втором задании.
Чувство лада.
Детям предлагалось прослушать несколько мелодий и определить: завершенные они или незавершенные. Без ошибок определило 40% детей, а соответственно с некоторыми ошибками – 60% детей. Причем дети отвечали не сразу, неуверенно, как будто сомневались в правильности своих ответов, хотя перед заданием детям было объяснено: какая мелодия завершенная, а какая нет.
После проведения индивидуальной работы детям были предложены задания, которые они выполняли не индивидуально, а в группе. В ходе коллективных заданий был установлен уровень развития следующих способностей: ориентация в тембрах, определение средств музыкальной выразительности, образное видение, ориентация в жанрах.
Ориентация в тембрах.
Для выявления этой способности за ширмой звучали различные инструменты (бубен, барабан, металлофон, ксилофон) дети должны были определить: какой инструмент прозвучал. 60% детей справились с этим заданием без каких-либо затруднений, тонко дифференцировали музыкальные инструменты, определяли их даже в том случае, когда звучали два инструмента одновременно. 40% детей путали инструменты и всегда сомневались в своих ответах, ждали подсказок.
Определение средств музыкальной выразительности. Суть задания состояла в том, что детям предлагалось прослушать несколько мелодий, исполненных в различных темпах. Каждый ребенок должен был определить этот темп с помощью средств выразительности. Условными обозначениями были картинки: черепаха – медленный темп, заяц – быстрый темп. С этим заданием справились 50% детей, они без ошибок определили темп каждой прозвучавшей мелодии. Остальные 50% задание не выполнили.
Другая информация:
Понятие информационных технологий
Информационные технологии имеют почти 50-летнюю историю, и возникновение их связывают с появлением в середине двадцатого века электронной вычислительной машины (ЭВМ), изменившей существующий до этого процесс овладения знаниями. Первый этап возникновения информационных технологий приходится на 50-60 ...
Употребление фразеологизмов в речи, в стилях речи
Важнейшей особенностью фразеологизмов является их вопроизводимость: они не создаются в процессе речи (как словосочетания), а используются такими, какими закрепились в языке. Фразеологизмы всегда сложны по составу, они образуются соединением нескольких компонентов (попасть впросак, вверх тормашками, ...
Геометрия, черчение и графическая грамотность
Межпредметная связь геометрии и трудового обучения является и опосредованной (например, через черчение, теоретической основой которого является геометрия) и непосредственной, т.е. когда учеником применяются свои геометрические знания в практической деятельности на уроках труда. Связь геометрии и тр ...