Большинство детей с нарушением зрения (60%) предпочитают смотреть мультфильмы. Это вероятно связано с постоянной охраной зрения таких детей, родители которых ограничивают своего ребенка от длительных зрительных нагрузок, а тем более просмотра телевизора.
20% обследуемых детей связывают свое свободное время с занятиями музыкальной деятельностью. В ходе беседы выяснилось, что они любят слушать музыку, петь, танцевать и в детском саду им больше всего нравится посещать музыкальные занятия. Так же 20% детей отдают предпочтение изобразительной деятельности.
Таблица 1
Виды деятельности, предпочитаемые детьми
|
Деятельность |
Количество детей, % |
|
Просмотр мультфильмов |
60 |
|
Музыкальная деятельность |
20 |
|
Рисование |
20 |
Таким образом, дети с нарушениями зрения реализуют себя в различных видах детской деятельности, которые доставляют им радость, удовольствие и вызывают положительные эмоции.
Развитие музыкальной деятельности, как правило, идет в стенах дошкольного учреждения, конкретно на музыкальных занятиях, но нельзя недооценивать и роль родителей в данном процессе. В связи с этим, целесообразно проведение опроса членов семьи для выявления уровня их участия в развитии музыкальных способностей детей.
Итоги опроса показали: 30% родителей детей с нарушенным зрением посещают вместе со своим детьми концерты, в то время как остальные 70% не считают это обязательным. По их мнению, достаточно того, что дома у детей есть музыкальные игрушки (в 100% случаев) и аудиотехника (в 80% случаев), с помощью которой дети регулярно слушают музыку вместе с родителями (так считают 50% родителей).
Таким образом, родители показали результаты, которые свидетельствуют о недостаточно высоком уровне участия членов семьи в музыкально воспитании своих детей. Один из родителей детей с нарушенным зрением в 20% случаев имеет музыкальное образование и соответственно дома у них есть музыкальный инструмент.
Таблица 2
Роль родителей в развитии музыкальных способностей у детей
|
Показатель |
Родители детей, % | |
|
положит. ответ |
отриц. ответ | |
|
Наличие музыкального образования у родителей |
20 |
80 |
|
Наличие музыкальных инструментов в семье |
20 |
80 |
|
Прослушивание музыки вместе с ребенком |
50 |
50 |
|
Наличие аудиотехники в семье |
80 |
20 |
|
Наличие музыкальных игрушек у ребенка |
100 |
- |
|
Посещение концертов с ребенком |
30 |
70 |
Использование методики Г.А. Урунтаевой (цель которой изучение музыкальности и эстетических чувств у детей) позволило сделать выводы об уровне развития таких способностей детей, как:
- умение слушать музыкальное произведение;
- эмоционально отзываться на музыку;
- понимать музыкальное произведение;
- давать эстетическую оценку музыкальному произведению.
Обследование проводилось с каждым ребенком индивидуально. Ему предлагалось прослушать песню «Самая счастливая» из сюиты «Песни нашего сердца» (музыка Чичкова Ю., слова Ибряева К. и Кондрашенко Л.), в ходе прослушивания велось наблюдение за поведением ребенка, за его мимическим выражением лица и за движениями, которыми сопровождалось прослушивание песни. По окончании прослушивания ребенку задавались вопросы: о характере этой песни, о ее настроении, о ком и о чем она? Если ребенок затруднялся с ответами, ему предлагали послушать песню еще раз. Все ответы детей фиксировались, на основе этого проводился анализ полученных результатов.
Умение слушать музыкальное произведение.
Другая информация:
Система упражнений и заданий по развитию
связной письменной речи в 9 классе на уроках чтения
Практическая работа по развитию связной письменной речи в 9 классе проводилась в несколько этапов. Каждый этап рассмотрим в отдельном пункте. Рассмотрим один из уроков, проведённых в 9 классе по развитию связной письменной речи в специальной (коррекционной школе 8 вида). Учащимся было необходимо со ...
Технология учебно-игровой деятельности
Несмотря на то, что игры в практике обучения используются давно, в психологии, дидактике и методике не существует единого подхода к понятию «игра». Игра рассматривается с разных позиций: 1) как прием обучения, направленный на моделирование реальной действительности; 2) как прием обучения, направлен ...
Психологические особенности аудирования как вида речевой
деятельности
Для того, чтобы эффективно обучать школьников аудированию, надо четко понимать, что собой представляет этот вид речевой деятельности с психологической точки зрения. Аудирование является сложной рецептивной мыслительно-мнемической деятельностью, связанной с восприятием, пониманием и активной перераб ...