Разберем на примере педагогического конфликта одну из методик по его решению и представим несколько рекомендаций и правил поведения педагога в конфликтных ситуациях.
Подводились итоги успеваемости в студенческой группе. На первое место претендовала студентка Катя Н. Неожиданно для нее куратор объявил, что первой по итогам семестра стала другая девушка, а Катю оценки«тройка» и «четверка» отодвинули на второе место. Сообщение преподавателя вызвало негодование девушки. «Как не стыдно преподавателю? — со слезами на глазах заявила она. — Полтора года я помогала ему оформлять кафедральную газету, а в октябре отказалась. У меня не было времени заниматься не своим делом. Меня ведь выбрали старостой группы. А преподаватель дважды снизил мне оценки за безупречные лабораторные работы.
Опираясь на методику, разработанную Станкиным М.И., на начальном этапе разрешения данного конфликта необходимо убедить его участников в том, что он ни к чему хорошему не приведет, а его результатом будут испорченные отношения между студенткой и преподавателем.
Следующим этапом будет определение причины данного конфликта. В этом случае можно выделить несколько объектов конфликта:
- первенство в группе по успеваемости, на которое претендует Катя;
- отказ Кати от оформления стенгазеты в связи с перегрузкой общественной работой;
- отказ Катиот оформления стенгазеты из-за нежелания заниматься не своим делом;
- сомнение в праве преподавателя снижать оценки студентке.
Однако проанализировав подробно всю ситуацию, можно сделать вывод, что все это ложные объекты. Изучение их уводит в сторону от пониманияистинной сущности данного конфликта. Настоящий объект конфликта — качество лабораторных работ, которые, по мнению девушки, были безупречными. Только проверив качество ее работ и справедливость выставленных преподавателем оценок, можно определить правую сторону и ликвидировать конфликт.
Но для этого после установления справедливости выставленных оценок, необходимо усадить за круглый стол участников конфронтации. Желательно также, чтобы нить разговора держал в руках арбитр, не заинтересованное в победе кого-либо из спорящих лицо. Он должен учитывать интересы обеих конфликтующих сторон и принять объективное решение, понятное той и другой стороне и по возможности их удовлетворяющее. Хотя обе стороны или одна из них обязательно будут неправы.
Корректное решение конфликтных ситуаций - необходимый элемент профессиональной педагогической подготовки преподавателя. Чтобы выиграть психологическое противоборство в столкновении двух полярных систем норм и ценностей, преподавателю целесообразно запомнить эти подсказки:
· Подсказка первая. "Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию" (Дейл Карнеги).Постарайтесь приложить максимум усилий, чтобы в острой ситуации сдержать себя, ни в коем случае не бранитесь и не раздражайтесь. Подростковая аудитория высоко ценит самообладание, выдержку и юмор педагогов.
· Подсказка вторая. "Задержите реакцию!"Не следует сразу же вступать в полемику с оппонентом, особенно если его действия не представляют угрозу для окружающих. Надо сделать вид, что вы как будто не замечаете нарушителя, хотя в то же время даете понять, что хорошо видите его действия. Суть приема в том, что он подчеркивает второстепенность вызывающего поведения нарушителя и поэтому педагогу некогда и незачем отвлекаться от ведения урока. "Факт незамечания" явного нарушения позволяет внести некоторую растерянность в действия дезорганизатора и снижает его активность. Отсроченная реакция часто дает психологический перевес преподавателю.
· Подсказка третья. "Переведи реакцию!"Этот прием также служит для развенчания значительности поступка и личности нарушителя. Реализуется этот прием технически через выполнение преподавателем повседневных действий на уроке (обращение к группе с приветствием, работа с журналом, взгляд в окно и т.д.) несмотря на чрезвычайную обстановку, казалось бы, не терпящую отлагательства. В итоге "герой" конфликта остается наедине с собой. Этим снижается "замысел" борьбы.
Другая информация:
Категории «технология», «педагогическая технология», «технология обучения»
Сегодня в педагогической и психологической литературе часто встречается понятие «технология». Легко установить, что означает слово «технология», образованное от латинских слов «технос» - искусство, мастерство, ремесло и «логос» - наука. Технологией обычно называют процесс переработки исходного мате ...
Типология видеоматериалов
В современной науке существуют разнообразные типологии видеоматериалов, которые предлагают классифицировать названные видеоматериалы в зависимости от определенных факторов. Наиболее распространены следующие типологии: 1) по цели создания — специально созданные для учебных целей видеоматериалы; адап ...
Опыт работы с использованием блочно-модульной технологии преподавания
истории
Прежде, чем внедрить в практику своей работы блочно- модульную технологию я в течение 2 лет проводила среди учащихся 5 – 9 классов анкету и выясняла, в чём причины трудностей на уроке. Причины трудностей на уроке № Что мешает учиться лучше 2002–2003 2003–2004 1. Недоступность учебного материла 8 8 ...