Материалы » Разработка, дидактическое обеспечение и экспериментальная проверка процесса реализации дизайнобразования как средства гуманизации обучения старшеклассников » Гуманистические принципы отбора содержания и методов реализации дизайнобразования старшеклассников

Гуманистические принципы отбора содержания и методов реализации дизайнобразования старшеклассников

Страница 1

Всесторонний подход к анализу предмета исследования в рамках нашей квалификационной работы позволил выявить основные принципы осуществления дизайнобразования на гуманистических основах. Этим принципам отнесены: личностно-деятельностный, личностно-развивающий, принцип научности, ценностной ориентации предметно-преобразующей деятельности, гуманитаризации технико-технологических знаний, политехнический, эстетический, культурологический.

Обучение на гуманистических принципах позволит старшеклассникам формировать качества, необходимые для деятельности в новых социально-экономических условиях, рождает атмосферу творческого поиска.

Ведущим в организации дизайнерской деятельности является личностно-ориентированный, деятельностный подход к учащимся. В процессе дизайнерской деятельности используются такие методы как проблемный, поисковый, исследовательский, а также различные специальные упражнения по выполнению трудовых операций.

На основе изучения отдельных вопросов теоретических основ органической взаимосвязи и взаимодействия дизайна и технологического процесса создания одежды и их раскрытия, а так же опираясь на выявленные педагогические аспекты обучения учащихся 10 – 11 классов дизайнобразования и полученных результатов анализа таблицы №1. «Структура и содержание обучения учащихся 10 и 11 классов городской и сельской школы по региональным программам образовательной области «Технология», нами выявлены наиболее оптимальные критерии, которые будут положены в процесс обучения: – дизайнобразовательная направленность; – интегративность (интеграция естественнонаучных знаний, категорий технологии, эстетики, конструирования, народно-художественных традиций);

- соответствующие принципы дидактики; – личностное активно-деятельностные развитие; – культурологический.

Для организации процесса обучения учащихся потребовалась разработка эстетического принципа, который охватывает традиционно сложившийся и современный подход к проектированию и технологии изготовления швейных изделий (дизайн народного и современного костюма и др.) Указанный принцип имеет существенное значение для формирования и развития творческого мышления учащихся. Этот принцип должен отражать у учащихся основы эстетической и художественной деятельности по моделированию конструированию и изготовлению одежды на принципах дизайна.

Исследование эффективности указанного принципа дало возможность выявить, что структура дизайнобразования требует формирования и развития художественного технологического (дизайнерского), пространственного, образного мышления, освоение учащимися различных видов дизайн деятельности в зависимости от сложности разработки. Многообразие видов деятельности связано с этапами технологического процесса и решением операционных задач, включая проведение функционального и композиционного анализа швейного изделия и процессов синтеза (формирование связей функции и формы, формообразование и композиционная целостность) с использованием метода художественного проектирования, а также – реализацию дизайн – проекта в спланированной логической цепочке конкретных технологических операций, приемов и методов.

Дидактические возможности указанного процесса, основывающиеся, в силу его преобразовательного характера, на реализации системы общенаучных и специальных знаний и умений, существенно возрастает благодаря необходимости учитывания эстетических и материальных характеристик, создаваемой учащимися вещи (массы, размеров, параметров, материала, конструкции, декора и т.д.).

Личностно развивающий гуманистический принцип в дизайнообразовании реализуется на основе интеграции знаний общественных и естественных наук. Интеграционные процессы в образовании выступают как высшая форма обучения, в которой межпредметные связи только необходимая часть, составляющая технологию познания.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Дисциплина средневековой школы
Так как схоластическое обучение, и по составу предметов, и по языку, и по чуждым самодеятельности ученика приемам, не представляло интереса и не согласовалось с законами развивающегося, юношеского духа, то оно могло основываться только на строгой дисциплине. Вместе с тем, обучение это не могло имет ...

Технолого-педагогические подходы к организационной деятельности студентов при выполнении лабораторно-практических работ
Поскольку экономика и практическая деятельность человека неразделимы, основная нагрузка по формированию экономических знаний возлагается на образовательную область «Технология». Технология является единственным предметом, на уроках которого студенты создают изделия своими руками. Тесная связь уроко ...

Игровые технологии как средство предупреждения дефектов звукопроизношения у детей 2-3 лет
Педагогическая технология — относительно новое понятие педагогической науки. В 60—70-х гг. ХХ в. оно ассоциировалось главным образом с методикой применения ТСО. В исследованиях российских специалистов понятие «педагогическая технология» получило более широкий смысл, относится к большому кругу образ ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru