Теоретический анализ проблемы реализации дизайнобразования как средства гуманизации обучения старшеклассников технологии, позволивший выявить гуманистические основы и возможности дизайнобразования учащихся современной школы, определить гуманистические принципы отбора и построения содержания дизайнобразования старшеклассников применительно к их обучению дизайну одежды позволил нам разработать процесс обучения старшеклассников данному направлению образовательной области «Технология» с позиции гуманистических ценностей педагогики и методики преподавания технологии обработки тканей, обучения моделированию, конструированию плечевых и поясных изделий.
Процесс обучения учащихся старших классов дизайну одежды на принципах гуманизма охватывал весь экспериментальный период во время прохождения педагогических практик в Славянской-на-Кубани средней общеобразовательной школе. Однако, в рамках данной квалификационной работы представляется возможным раскрыть его сущность на примере нескольких уроков.
Педагогической наукой подчеркивается, что урок – основная единица образовательного процесса четко ограниченная временными рамками, планом работы и составом учащихся.
В образовательной области «Технология» различают следующие типы уроков:
- урок изучения нового учебного материала;
- урок формирования и совершенствования умений и навыков;
- урок обобщения и систематизации знаний;
- урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков;
- комбинированный урок.
Особенности уроков технологии состоят в продолжительности урока (90 минут), его разделении на теоретическую и практическую части, постановке одновременно нескольких дидактических задач.
Основу составляют задачи, связанные с непосредственным выполнением трудового задания. Однако учителю приходится выполнять и второстепенные задачи. Эти задачи связанные с соблюдением организации труда, рабочего места, использованием дополнительного дидактического материала, при изложении темы, целью которого является обогащение содержательной части материала.
В процессе выполнения квалификационной работы установлено, что при планировании урока необходимо знать, что правильный подбор учебного материала, включая такие средства дидактики как иллюстрации, образцы, схемы технологических узлов и швов, инструкционно-технологические карты определяются гуманистическими дидактическими целями и рассчитаны на формирование целостной технологической культуры куда входит и графическая грамотность учащихся.
Отвечающий этим принципам план-конспект урока и дидактическое его обеспечение – залог успеха учителя в достижении целей дизайнобразования старшеклассников.
План-конспект
урока технологии в 10 классе «В»
средней общеобразовательной школы №16
г. Славянска – на – Кубани
Тема: «Дизайн одежды. Функции костюма.»
Цель: Ознакомиться с новыми понятиями и рассмотреть функции костюма.
Цели урока:
Образовательная – формирование новых понятий «дизайн», «дизайнер», «формообразование в одежде», обучение самостоятельной оценки результатов труда, раскрытие гуманистической сущности дизайнерской деятельности.
Воспитательная – формировать всесторонние интересы, воспитывать значительность трудовой деятельности, эстетическое отношение к предметам труда, воспитание творческого начала личности;
Развивающая – развивать умение работать с литературой, развивать восприятие, внимание, умение ориентироваться в пространстве и во времени, развивать воображение.
Тип урока – теоретический.
Метод обучения – объяснительно-иллюстративный.
Дидактическое обеспечение – журналы, книги, плакат «Функции костюма»
1. Организационный момент
1.1. Приветствие.
1.2. Сообщение темы и цели урока.
2. Вводный инструктаж.
2.1. Изложение новой темы.
Как вы думаете, что такое дизайн? Design – от англ. чертеж, рисунок, проект – это творческая деятельность, целью которой является формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды, то есть окружающих нас вещей.
Кто такой дизайнер и чем он отличается от недизайнера? Дизайнер отличается от недизайнера широтой и даже глубиной взгляда на вещи, ведь смотрит он одновременно глазами нескольких специалистов: социолога и инженера, художника и экономиста, психолога и эргономиста, да еще собственными глазами человека, имеющего неповторимые опыт, вкус, психику и даже, не пугайтесь, предубеждения и заблуждения.
Другая информация:
Коррекционная работа по развитию музыкальных способностей у детей с
нарушенным зрением
В результате полученных данных мы посчитали необходимым разработать коррекционную программу для детей с нарушенным зрением. В качестве ориентира выступало положение о том, что музыкальная деятельность – это фактор эмоционального, творческого, нравственного, эстетического и умственного развития дете ...
Социальный педагог в учреждении
дополнительного образования: понятие, функции, направления
В штате учреждений дополнительного образования детей социальный педагог появился сравнительно недавно, поэтому дадим более подробную характеристику этой должности. Изучение опыта деятельности социальных педагогов в УДО позволило выделить особые их должностные функции, обеспечивающие особую позицию ...
Проблемы и перспективы школьного экономического образования
Для многих людей в нашей стране стало аксиомой, что без экономических знаний нельзя чувствовать себя полноправным членом общества, а экономическая подготовка является необходимым атрибутом любой целесообразной деятельности. С другой стороны, явственно ощутима потребность общества в экономически гра ...