Материалы » Антропогенное воздействие на ландшафты Кавказа в ходе этногенеза народов его населяющих » Общие закономерности ландшафтной оболочки, классификация и таксономия ландшафтов

Общие закономерности ландшафтной оболочки, классификация и таксономия ландшафтов

Страница 1

География (от греч. geo - Земля), система естественных (физико-географических) и общественных (экономико-социальных) географических наук, изучающих географическую оболочку Земли, природные, производственно-территориальные и социально-территориальные комплексы и их компоненты.

География - наука о законах развития пространственно-временных систем (геосистем), формирующихся на земной поверхности в процессе взаимодействия природы и общества (в масштабе, позволяющем представить их на общегеографических и тематических картах), о методах прогнозирования этих систем и управления ими. Важнейшая задача современной географии - исследовать с возможной полнотой механизм взаимодействия природы и общества, объективно и всесторонне оценить экологическую обстановку в мире, наметить пути улучшения использования природных ресурсов, запасы которых катастрофически истощаются.

О развитии географии академик Калесник С.В. отмечал: "В стародавние времена география была энциклопедическим сводом знаний о природе, населении и хозяйстве различных стран. Сейчас это уже не одна наука, а целая система, или комплекс, естественных и общественных дисциплин. Первые занимаются природной поверхностью земного шара, вторые - условиями и особенностями территориального размещения и развития общественного производства.

В общем, в системе географических знаний выделяют четыре основных группы, каждая из которых имеет свой общий для всех дисциплин, предмет исследования.

кавказ ландшафт урок география

Первая группа - это группа естественных географических наук, изучающих природные закономерности окружающей среды, как в целом, так и отдельные ее части (землеведение, геоморфология, гидрология, геология и др.). Ко второй группе относят общественные географические науки, охватывающие историю географии и отдельных географических дисциплин, социально-экономическую географию, со всеми ее главными ветвями. Третью группу образуют краеведение, страноведение, медицинская география и военная география. Основную роль в них играет объединение материала, доставленного естественными и общественными географическими науками, но к нему привлекаются сведения, почерпнутые и за пределами географии. К четвертой группе относят картографию с ее подразделениями.

Исходя из этого видно, что в системе географических знаний нет общего предмета исследования, но, тем не менее, можно утверждать, что география изучает различные пространственно-временные аспекты развития как естественно-природной, так и социально-экономической форм движения материи и их взаимосвязь между собой.

Наибольшей сложностью состава и строения отличается тот внешний слой нашей планеты, в котором соприкасаются, проникают друг в друга и взаимодействуют литосфера, гидросфера, биосфера и атмосфера. "Толщина его около 40 км: вниз от физической поверхности Земли он простирается на 10 - 11 км (в океане), вверх - на 25 - 30 (в атмосфере).

Отдельные составные части этого слоя изучаются различными науками, но в целом эта оболочка "как внутренне-целостное и закономерно естественноисторическое образование служит объектом исследования только физической географии, почему и получила название географической или ландшафтной оболочки Земли". За этой оболочкой было закреплено и также используется название - эпигеосфера.

Элементарной структурной частью ландшафтной оболочки является ландшафт, т.е. "участок земной поверхности, качественно отличный от других участков суши, окаймленный естественными границами и представляющий собой целостную и взаимно обусловленную закономерную совокупность предметов и явлений, которая типически выражена на значительном пространстве и неразрывно связана во всех отношениях с ландшафтной оболочкой".

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Совершенствование форм обучения в процессе реализации межпредметных связей
Использование межпредметных связей в практике обучения вызвало появление новых форм его организации, таких, как урок с межпредметными связями, комплексный семинар, комплексные экскурсии, межпредметные конференции, комплексные факультативы и др. при этом классно – урочная система, принятая в советск ...

Сущность и функции межпредметных связей
В педагогической литературе имеется более 30 определений категории «межпредметные связи», существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации. Одним из более полных определений является следующее: межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения ...

Условия развития творческих способностей школьников
Среди учебных предметов в школьном учебном курсе особое место занимают предметы гуманитарного цикла, особенно такие, целью которых является не простая передача информации, а приобщение учащихся к мировому искусству: музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура и, конечно же, л ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru