Неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, во время родов (родовая травма, асфиксия), в первые годы жизни ребенка являются причиной различных речевых расстройств. Структура речевой недостаточности и процессы компенсации во многом определяются временем поражения центральной нервной системы. Причиной речевых расстройств может быть перинатальная энцефалопатия – поражение мозга, возникшее под влиянием неблагоприятных факторов в период внутриутробного развития и во время родов. Речевые расстройства в большинстве случаев являются следствием органического поражения мозга, текущих нервно-психических заболеваний, недостаточной зрелости коры головного мозга (задержки созревания центральной нервной системы). Особая роль в возникновении речевых нарушений принадлежит генетическому фактору. В этих случаях речевой дефект может возникнуть под влиянием даже незначительных неблагоприятных внешних условий. Формы речевых расстройств, возникшие из-за неблагоприятных социальных условий, подлежат коррекции.
По мере овладения языком у ребенка могут выявляться нарушения речевого развития. Почти все они дают знать о себе уже в раннем возрасте (до трех лет). Один из первых признаков нарушенного речевого развития — отсутствие гуления и лепета или слишком позднее их появление. Столь же важный признак — отсутствие реакции на речь окружающих, даже если у ребенка есть гуление и лепет. Если к полутора годам ребенок не произносит никаких слов, это свидетельствует о задержке у него речевого развития. О том же говорит и отсутствие после двух лет фразы, даже если ребенок и произносит некоторые слова. Возраст трех лет считается критическим. Если к этому времени ребенок не овладел фразовой речью, можно говорить о существенном нарушении его речевого развития, а именно — об общем недоразвитии речи. В этом случае необходима консультация логопеда (особенно если ребенок вообще не говорит), так как есть вероятность, что речь у него и дальше развиваться не будет или будет развиваться с очень большим опозданием.
Кроме общего недоразвития речи, встречаются частные ее нарушения. В возрасте трех лет на фоне бурного развития речи у ребенка может появиться заикание, это особенно вероятно при наличии в семье соответствующей наследственности. Если такое произойдет, ребенка нужно срочно показать логопеду, специализирующемуся на этом речевом дефекте, так как заикание легче всего преодолевается в самом начале своего возникновения.
Встречается и такое нарушение, как детский аутизм. Оно касается не только речи, но и развития ребенка в целом. Аутизм проявляется в том, что прежде нормально развивавшийся ребенок вдруг отказывается от речевого общения, становится необщительным, замкнутым, предпочитает одиночество. Он может подолгу сидеть, уставившись в одну точку, не сразу замечая, что вы его окликаете. Он, присутствуя, как бы отсутствует. При подозрении на аутизм нужно проконсультироваться у детского психоневролога и психолога.
У ребенка может быть нарушена подвижность речевых мышц. Голос у такого ребенка может быть с носовым оттенком. Возможно повышенное слюноотделение, вялая мимика или, наоборот, напряженное выражение лица, повышенный тонус мышц ног и рук, запаздывание развития всех двигательных навыков. Скорее всего, в дальнейшем у такого ребенка будет формироваться дизартрия. В результате этого нарушения ребенок не может обучиться нормативному произношению звуков из-за неспособности управлять мышцами органов речи. Этому препятствуют парезы и параличи речевых мышц, а также гиперкинезы (непроизвольные подергивания в мышцах). Ребенка требуется проконсультировать у детского психоневролога и логопеда. Когда ребенок отстает в речевом развитии и становится заметно, что он недостаточно хорошо ориентируется в повседневной ситуации, его необходимо проконсультировать у специалиста-дефектолога, чтобы выяснить, нет ли у него задержки умственного развития. Однако необходимо иметь в виду, что темп развития детей очень индивидуален, поэтому в раннем возрасте окончательные диагнозы, как правило, не ставятся (за исключением тех случаев, когда у детей выявляются ярко выраженные патологии).
Другая информация:
Употребление фразеологизмов в речи, в стилях речи
Важнейшей особенностью фразеологизмов является их вопроизводимость: они не создаются в процессе речи (как словосочетания), а используются такими, какими закрепились в языке. Фразеологизмы всегда сложны по составу, они образуются соединением нескольких компонентов (попасть впросак, вверх тормашками, ...
Способы совершенствования речи у детей в раннем возрасте
К полутора годам малыш обычно произносит все гласные звуки (хотя и не всегда четко), ему доступны многие согласные звуки (м, п, б, к, г, т, д, н, в, ф, х), а также звук й. Многие из согласных звуков произносятся смягченно (дяй вместо дай). Отчетливость произнесения звуков во многом зависит от их ме ...
Виды, формы и методы внутришкольного контроля
Проблема классификации видов, форм и методов внутришкольного контроля в настоящее время остается дискуссионной, что является подтверждением актуальности данной проблемы в теории и практике и продолжающимся поиском ее оптимального решения. В книге М.Л.Портнова «Труд руководителя школы» выделяются тр ...