Далее, проанализировав труды Петрова О.В., мы выявили систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.), в которую включили следующие компоненты:
Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.
Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Результаты тестирования участников эксперимента (учителей, учащихся и их родителей) позволили нам сделать следующий вывод: традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер. Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Следует учесть, что утомительность урока не является следствием какой-либо одной причины (сложности материала или психологической напряженности), а определенным сочетанием, совокупностью различных факторов.
В ходе наблюдений было выделено и зафиксировано несколько фактов, касаемо особенностей урока «Технология»:
При практических занятиях, учащимся разрешается находиться в любой удобной для них позе в рамках разумного.
Ученики не ограничиваются в своих творческих проявлениях.
В большинстве случаев, работа на уроках труда является коллективной.
Учащиеся выполняют работу по частичному ремонту школы (вставка стекол, ремонт стульев, столов, дверей и так далее).
Эксперимент выявил ряд особенностей воспитательно-оздоровительной работы на уроках технологии, и показал что в целом в общеобразовательной школе №73 г. Краснодара многим учащимся (74,7 % исследуемых) не хватает двигательной активности, в связи с этим хочется предложить план внеклассных спортивно-оздоровительных мероприятий (приложение А).
В ходе всего исследования было выявлено и зафиксировано несколько особенностей воспитательно-оздоровительной работы на уроках «Технологии»:
Во-первых, в отличие от многих других уроков, обучение технологии проходит в свободной форме, то есть ученики могут выполнять работу в удобном для них положении, также они могут время от времени передвигаться по классу в целях работы, что ограждает их от губительного долгого сидения на одном месте. Во-вторых уроки технологии несут позитив непринужденной обстановки и творческой свободы. В-третьих - возможность ощутить результаты труда, что стимулирует мотивацию учащихся. Эти факторы очень положительно влияют на физическое и психическое состояние здоровья учащихся, а коллективная трудовая деятельность позволяет им естественно и природосообразно развиваться как личностям, формируя навыки общения со сверстниками.
Другая информация:
Категории «технология», «педагогическая технология», «технология обучения»
Сегодня в педагогической и психологической литературе часто встречается понятие «технология». Легко установить, что означает слово «технология», образованное от латинских слов «технос» - искусство, мастерство, ремесло и «логос» - наука. Технологией обычно называют процесс переработки исходного мате ...
Коррекционно-педагогическая работа по формированию навыков самообслуживания
у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Главное для детей с умственной отсталостью – это максимально овладеть навыками самообслуживания, научиться ориентироваться в окружающем мире самостоятельно, насколько это возможно. Поэтому педагогам, родителям и другим специалистам необходимо выбирать наиболее оптимальные условия и формы обучения и ...
Музыкальные способности и их классификации
Индивидуальные психологические свойства человека, обусловливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в области музыки называются музыкальными способностями. В той или иной степени музыкальные способности проявляются почти у всех людей. Музыкальная одаренность – качественно своеоб ...