Материалы » Развитие музыкальных способностей школьников в детском музыкальном театре » Музыкальные способности и их классификации

Музыкальные способности и их классификации

Страница 1

Индивидуальные психологические свойства человека, обусловливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в области музыки называются музыкальными способностями. В той или иной степени музыкальные способности проявляются почти у всех людей.

Музыкальная одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность успешных занятий музыкальной деятельностью: сочинение, исполнение, восприятие музыки.

Музыкальные способности представляют собой относительно самостоятельный комплекс индивидуально-психологических свойств.

Совокупность музыкальных способностей обозначают общим понятием «музыкальность». Центром музыкальности является способность эмоционально отзываться на музыку. Но музыкальность предполагает также достаточно тонкое дифференцированное восприятие, слушание музыки – музыкальный слух.

Понятие «музыкальный слух» употребляется в двух смыслах: в широком смысле – это совокупность звуковысотного, тембрового и динамического слуха; в узком – это звуковысотный слух. И узкое понимание сегодня превалирует, так как именно звуковысотность типична для музыки. Это базовая способность, необходимая для музыкальных занятий.

Мелодический слух – это музыкальный звуковысотный слух в его проявлении по отношению к одноголосной мелодии.

А музыкальный звуковысотный слух по отношению к многоголосной музыке называется гармоническим. С его помощью мы ориентируемся в гармонии и полифонии.

В разных странах исследователи, педагоги-музыканты называют среди музыкальных способностей разные свойства слуха и различные психологические функции. Например, Н.А. Римский-Корсаков относил к музыкальным способностям ритмический и гармонический слух, слух лада и слух строя, архитектонический слух, чувство темпа и чувство ритма и т.п. Американский психолог К. Сишор полагал, что в основе любых музыкальных способностей лежит способность человека различать звуки по высоте, тембру, громкости и длительности: от чувствительности слуха к высоте и тембру зависит восприятие мелодии и гармонии, а также всех возможных вариаций музыкальной высоты. Не менее важным Сишор считал музыкальное воображение, которое может быть развито в процессе обучения, хорошую музыкальную память и «музыкальное чувство». Немецкий психолог Г. Ревеги включил в состав музыкальных способностей относительный слух, ощущение аккорда, способность исполнения наизусть знакомых или заданных мелодий, творческую фантазию. Н.А. Ветлугина называет в качестве основных музыкальных способностей две: ладовысотный слух и чувство ритма. В таком подходе подчеркивается неразрывная связь эмоционального (ладовое чувство) и слухового (музыкально-слуховые представления) компонентов музыкального слуха. Объединение двух компонентов музыкального слуха в один (ладовысотный слух) указывает на необходимость развития музыкального слуха во взаимосвязи его эмоциональной и слуховой основ.

По определению Б.М.Теплова, музыкальность – это комплекс индивидуально-психологических особенностей, требующихся для занятий музыкальной деятельностью и в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности.

Ведущими компонентами музыкальности являются:

- эмоциональный отклик на музыку – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения; способность к переживанию в форме музыкальных образов; способность к творческому восприятию музыки;

- музыкальный слух – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие средства музыкальной выразительности.

Основные компоненты музыкальности определяют сенсорные способности восприятия отдельный качеств музыкальных звуков: звуковысотный слух, чувство ритма, тембровый слух, динамический слух. При этом музыкальные способности дифференцируются на основные и неосновные. В музыкальной психологии к основным музыкальным способностям причисляются:

- ладовое чувство – способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Оно непосредственно проявляется в восприятии мелодии, в узнавании ее, в чувствительности к точности интонации. Ладовое чувство наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В детском возрасте его характерное проявление – любовь к слушанию музыки;

- способность к слуховому представлению – способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотные движения. Эту способность можно иначе назвать слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха. Способность к музыкально-слуховому представлению непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодий, в первую очередь в пении. Вместе с ладовым чувством она лежит в основе мелодического слуха. На более высоких ступенях развития она образует то, что обычно называют внутренним слухом. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения;

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Содержание методики исследования лексики у детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом
Исследование объема и качества пассивного и активного словаря. 1. Исследование пассивного словаря. Цель: Исследовать объем и качество пассивного словаря. Процедура: Ребенку предлагается ряд картинок и следующая инструкция: «Из предложенных картинок найди и покажи . ». Материал: предметные и сюжетны ...

Разработка комплекса занятий для начальных классов по созданию благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников
В апреле 2010 года с младшими школьниками из экспериментальной группы нами были проведены занятия по формированию благоприятного психологического климата в коллективе. Цель: создание благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников. Задачи: - оптимизация межличностных отношен ...

Условия и факторы, влияющие на сохранение здоровья
Основной вопрос, который встает перед системой образования: как обеспечить сохранение, укрепление и восстановление здоровья детей? Но чтобы ответить на этот вопрос и успешно решать его, необходимо понять собственно условия и факторы, влияющие на здоровье человека. Образование – культура – здоровье ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru