Индивидуальные психологические свойства человека, обусловливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в области музыки называются музыкальными способностями. В той или иной степени музыкальные способности проявляются почти у всех людей.
Музыкальная одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность успешных занятий музыкальной деятельностью: сочинение, исполнение, восприятие музыки.
Музыкальные способности представляют собой относительно самостоятельный комплекс индивидуально-психологических свойств.
Совокупность музыкальных способностей обозначают общим понятием «музыкальность». Центром музыкальности является способность эмоционально отзываться на музыку. Но музыкальность предполагает также достаточно тонкое дифференцированное восприятие, слушание музыки – музыкальный слух.
Понятие «музыкальный слух» употребляется в двух смыслах: в широком смысле – это совокупность звуковысотного, тембрового и динамического слуха; в узком – это звуковысотный слух. И узкое понимание сегодня превалирует, так как именно звуковысотность типична для музыки. Это базовая способность, необходимая для музыкальных занятий.
Мелодический слух – это музыкальный звуковысотный слух в его проявлении по отношению к одноголосной мелодии.
А музыкальный звуковысотный слух по отношению к многоголосной музыке называется гармоническим. С его помощью мы ориентируемся в гармонии и полифонии.
В разных странах исследователи, педагоги-музыканты называют среди музыкальных способностей разные свойства слуха и различные психологические функции. Например, Н.А. Римский-Корсаков относил к музыкальным способностям ритмический и гармонический слух, слух лада и слух строя, архитектонический слух, чувство темпа и чувство ритма и т.п. Американский психолог К. Сишор полагал, что в основе любых музыкальных способностей лежит способность человека различать звуки по высоте, тембру, громкости и длительности: от чувствительности слуха к высоте и тембру зависит восприятие мелодии и гармонии, а также всех возможных вариаций музыкальной высоты. Не менее важным Сишор считал музыкальное воображение, которое может быть развито в процессе обучения, хорошую музыкальную память и «музыкальное чувство». Немецкий психолог Г. Ревеги включил в состав музыкальных способностей относительный слух, ощущение аккорда, способность исполнения наизусть знакомых или заданных мелодий, творческую фантазию. Н.А. Ветлугина называет в качестве основных музыкальных способностей две: ладовысотный слух и чувство ритма. В таком подходе подчеркивается неразрывная связь эмоционального (ладовое чувство) и слухового (музыкально-слуховые представления) компонентов музыкального слуха. Объединение двух компонентов музыкального слуха в один (ладовысотный слух) указывает на необходимость развития музыкального слуха во взаимосвязи его эмоциональной и слуховой основ.
По определению Б.М.Теплова, музыкальность – это комплекс индивидуально-психологических особенностей, требующихся для занятий музыкальной деятельностью и в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности.
Ведущими компонентами музыкальности являются:
- эмоциональный отклик на музыку – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения; способность к переживанию в форме музыкальных образов; способность к творческому восприятию музыки;
- музыкальный слух – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие средства музыкальной выразительности.
Основные компоненты музыкальности определяют сенсорные способности восприятия отдельный качеств музыкальных звуков: звуковысотный слух, чувство ритма, тембровый слух, динамический слух. При этом музыкальные способности дифференцируются на основные и неосновные. В музыкальной психологии к основным музыкальным способностям причисляются:
- ладовое чувство – способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Оно непосредственно проявляется в восприятии мелодии, в узнавании ее, в чувствительности к точности интонации. Ладовое чувство наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В детском возрасте его характерное проявление – любовь к слушанию музыки;
- способность к слуховому представлению – способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотные движения. Эту способность можно иначе назвать слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха. Способность к музыкально-слуховому представлению непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодий, в первую очередь в пении. Вместе с ладовым чувством она лежит в основе мелодического слуха. На более высоких ступенях развития она образует то, что обычно называют внутренним слухом. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения;
Другая информация:
Количественная и качественная обработка полученных данных по результатам
экспериментов
Цельконтрольного эксперимента – выявить полученные знания по теме «Семейный бюджет» и определить познавательный интерес к изученной теме в экспериментальном и контрольном классах. Задачи исследования: 1. Проведение контрольного тестирования по экономике по теме «Семейный бюджет» в экспериментальной ...
Задачи и содержание экономического образования школьников
Опыт экономической подготовки школьников последних десятилетий наиболее полно удалось обобщить в «Концепции развития социально-экономического образования и воспитания в общеобразовательной школе», которая ведущей идеей считает обращение к человеку, подготовку каждого учащегося к жизни и деятельност ...
Диагностика уровня сформированности навыков самообслуживания у детей
дошкольного возраста с умственной отсталостью
\ Цель данного этапа – выявление исходного уровня сформированности навыков самообслуживания у дошкольников с умственной отсталостью. В эксперименте принимали участие 10 детей подготовительной группы ДОУ «Детский сад комбинированного вида №53» г. Читы. Для исследования уровня сформированности навыко ...