Материалы » Педагогическое обеспечение здоровья школьников на уроках технологии

Педагогическое обеспечение здоровья школьников на уроках технологии

Современная система школьного образования в нашей стране после принятия в 1993 г. Закона РФ "Об образовании" претерпела существенные изменения, резко обострив значимость проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников. В первую очередь - это появление многообразных видов и типов образовательных учреждений, что, по замыслу реформаторов, должно способствовать дифференциации образовательных программ, получению образования в соответствии с задатками и способностями учащихся. Примерами вариативности школьного образования могут служить различная продолжительность обучения в начальной школе (3 или 4 года), организация начального обучения на базе дошкольных учреждений (так называемые учебно-воспитательные комплексы), открытие классов компенсирующего обучения, классов с раздельным обучением мальчиков и девочек, школ, где обучение школьников сочетается с их оздоровлением и т.д. Но, пожалуй, самыми заметными стали школы нового типа - с углубленным содержанием обучения: гимназии, лицеи, количество которых увеличивается с каждым годом.

Многие попытки реформировать школьное образование негативно отражаются на состоянии здоровья детей: с одной стороны, имеет место отчетливая интенсификация учебного процесса за счет технического переоснащения школ, создания новых моделей образовательного учреждения и учебно-воспитательных комплексов, существенного изменения содержания и методов обучения, а с другой стороны, объектом воздействия школьных инноваций являются дети и подростки, значительная часть которых нездоровы.

Современное состояние школьного образования характеризуется рядом негативных тенденций: снижением двигательной активности школьников, увеличением учебной нагрузки, усложнением учебных программ и т. д., которые отрицательно сказываются на состоянии здоровья учащихся. Дети стали вести малоподвижный образ жизни с тех пор, как в их жизнь вошли телевидение, видеоигры, компьютеры, при одновременном снижении физических нагрузок в школе. В настоящее время происходит усложнение и перестройка учебных программ, изменение режима работы, увеличение школьной и внешкольной нагрузки. Интенсификация учебно-воспитательного процесса обусловливает повышение требований к функциональному состоянию и здоровью ребенка.

Охрана здоровья детей и подростков, составляющих значительную часть населения, от которого зависит здоровье и последующих поколений, является важнейшей государственной задачей.

В настоящее время, несмотря на некоторую стабилизацию ряда демографических и медико-статистических показателей, выявляется тенденция к ухудшению состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в образовательных учреждениях.

Все эти негативные последствия учебной деятельности могут усугубляться при внедрении новых систем обучения, которые в большинстве случаев сопровождаются увеличением объема и интенсивности учебной нагрузки.

Среди учащихся школ нового типа в 1,5-2 раза больше, чем в массовых школах, детей со сниженными функциональными резервами, дефицитом массы тела, патологией органов зрения. Интенсификация учебной деятельности - один из факторов увеличения числа нервно-психических нарушений, которые на 14-20 % чаще регистрируются у учащихся гимназий и лицеев достигают 55 %. В структуре нервно-психических нарушений доминируют психо-астенические состояния (66-90 %), истероподобные реакции (41-63 %), психастения (14-42 %).

Как показали наблюдения, еще не вполне сформировавшийся организм детей не всегда способен адекватно реагировать на сильные и продолжительные воздействия учебных нагрузок, недостаточную двигательную активность в режиме дня, что приводит к функциональным расстройствам, а затем и к заболеваниям.

По данным различных авторов, насчитывается лишь 14-23% здоровых школьников, около 50% имеют функциональные отклонения, остальные - хронические заболевания. Результаты медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения в школе состояние здоровья детей и подростков значительно ухудшается. Каждый третий выпускник имеет близорукость, нарушение осанки, каждый четвертый - патологию сердечно-сосудистой системы.

Особую тревогу вызывает состояние нервно-психического здоровья учащихся. За время обучения в школе число детей с заболеваниями нервной системы возрастает в 2 раза. Данная группа заболеваний включает как функциональные нарушения (неврозы, фобии, страхи, невротические реакции), так и органические заболевания, в том числе врожденную и генетически обусловленную патологию.

В научных исследованиях показано, что состояние здоровья детей и подростков особенно ухудшается в учреждениях нового типа (гимназиях, лицеях, авторских школах), в которых фактический объем недельной нагрузки (время, затраченное в образовательном учреждении и на выполнение домашних заданий) приводит к увеличению так называемого рабочего дня школьника до 10-12 часов для учащихся начальных классов и до 15-16 часов в сутки - для старшеклассников. Недостаток времени учащиеся компенсируют за счет сна, в том числе ночного, и двигательной активности (75% школьников мало занимаются физической культурой, т.е. находятся в условиях гиподинамии).

Результатом интенсификации учебного процесса является выраженное утомление к концу дня и недели у 40-55% учащихся, в то время как в общеобразовательных школах доля таких детей составляет 20-30%; у 60-63% регистрируется изменение артериального давления (как правило, по гипертоническому типу), у 78-85% отмечаются неврозоподобные реакции. Более половины учащихся школ нового типа имеют различные хронические заболевания.

У подростков нервно-психические расстройства отмечаются в 1,5 раза чаще, чем у детей до 14 лет, что объясняется анатомо-физиологическими особенностями подросткового возраста (интенсивное физическое развитие, половое созревание, нейрогормональная перестройка), психосоциальными факторами, и в определенной степени зависят от педагогической деятельности.

По данным Д.Н. Исаева, среди причин ухудшения нервно-психического здоровья учащихся, связанных со школой, первое место занимает перегрузка учащихся, второе - отношение педагога, порой несправедливое, унижающее достоинство ученика, третье - неприятие детским коллективом, смена его и т.д. То есть школа превратилась в дополнительный фактор риска развития заболеваний учащихся вместо того, чтобы выполнять оздоровительные функции.

Учитывая, что среди факторов, влияющих на здоровье, наибольший удельный вес занимает образ жизни (50-55%), необходимо повышение роли системы образования в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни школьников.

Модернизация системы образования в России, вызванная потребностью в пересмотре образовательной парадигмы, обусловила появление новых форм и содержания образования, а также инновационных решений в сохранении здоровья обучающихся.

В рамках традиционной системы образования забота о здоровье обучающихся считается прерогативой медицинских учреждений, однако работа медицинского персонала ориентирована на лечение и профилактику заболеваний, а не на формирование здоровья, здорового образа жизни.

В связи с этим возникает необходимость создания педагогических условий для сохранения здоровья школьников и других участников образовательного процесса, предполагающих участие в нем различных специалистов, призванных обеспечить: воспитание у учащихся потребности в здоровье, у педагогов - идеологии здоровья; физиолого-гигиеническое обоснование учебных программ, условий, режимов обучения, труда и отдыха; валеологическую оценку педагогических технологий; формирование научного понимания сущности здорового образа жизни; проведение контроля и коррекции формирования здорового образа жизни учащихся и педагогов; контроль обеспечения безопасности жизни и здоровья ребенка, подростка в микросоциуме (группа, класс, школа, семья); организацию оказания первой помощи при травмах и неотложных состояниях; посещение уроков, в том числе уроков физического воспитания, и внеурочных мероприятий, занятий групп продленного дня для контроля за деятельностью учащихся, динамикой их работоспособности; наблюдение за состоянием здоровья школьников (по данным субъективного статуса и медицинской документации).

Все перечисленное выше обусловило актуальность темы нашего исследования: «Педагогическое обеспечение здоровья школьников на уроках технологии».

На основании вышесказанного формируем проблему исследования.

Они недостаточно отражены в современных исследованиях, в связи с чем возникает ряд противоречий между необходимостью:

формировать здоровую личность школьника и практической работы современной школы;

создания педагогических условий для формирования духовно-физического здоровья личности и их отсутствием в образовательном процессе учебного заведения;

создания педагогической модели обеспечения здоровья школьников и ее реализации в современном образовательном процессе и отсутствие данной модели в современном общеобразовательном учреждении.

В связи с актуальностью и возникшими противоречиями определилась проблема исследования: каковы теоретические и содержательно-технологические аспекты педагогического обеспечения здоровья школьников на уроках технологии, таким образом, тема исследования «Педагогическое обеспечение здоровья школьников на уроках технологии».

Исходя из проблемы и темы исследования, целью исследования является создание и реализация модели педагогического обеспечения здоровья школьников в современной школе.

Объект: образовательный процесс в современной школе.

Предмет: педагогическое обеспечение здоровья школьников на уроках технологии.

Гипотеза: педагогическое обеспечение здоровья школьников будет успешным при условии, если:

будет определена сущность педагогического обеспечения здоровья школьников и ее учет в образовательном процессе;

будут определены и внедрены педагогические условия обеспечения здоровья школьников на уроках технологии;

будут определены и использованы критерии и показатели педагогического обеспечения здоровья школьников на уроках технологии.

Задачи:

провести исторический анализ здоровьесбережения;

дать характеристику современному состоянию проблемы;

выявить методы обучения технологии;

организовать и провести опытно-экспериментальную работу;

проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы;

сделать выводы и сформулировать рекомендации по опытно-экспериментальной работе.

Методы исследования: изучение педагогических и психологических источников, наблюдение, изучение методического опыта учителей средних школ, опрос, анкетирование.

База исследования: МБОУ СОШ №73 (кол-во уч-ся, участвующих

в эксперименте: 57) г. Краснодара.

Другая информация:

Коррекционная работа по развитию музыкальных способностей у детей с нарушенным зрением
В результате полученных данных мы посчитали необходимым разработать коррекционную программу для детей с нарушенным зрением. В качестве ориентира выступало положение о том, что музыкальная деятельность – это фактор эмоционального, творческого, нравственного, эстетического и умственного развития дете ...

Развитие программированного обучения в отечественной науке и практике
В отечественной науке теоретические основы программированного обучения активно изучались, а также внедрялись достижения на практике в 70-х гг. ХХ в. Одним из ведущих специалистов является профессор Московского университета Нина Федоровна Талызина (Талызина Н.Ф., 1969; 1975). В отечественном вариант ...

Развитие познавательной активности
Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит ...

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru