Материалы » Эффективные способы создания и разрешения педагогического конфликта в условиях педагогического процесса » Методики создания и разрешения педагогического конфликта

Методики создания и разрешения педагогического конфликта

Страница 3

В отдельных случаях для разрешения конфликта используется форма третейского суда. Суть его заключается в том, что конфликтующие стороны обращаются за советом к третьему, независимому лицу. В несколько извращенном виде данная форма довольно широко используется педагогами: по какой-то неизвестной причине этим независимым лицом в большинстве случаев считаются либо директор, либо завуч. При возникновении конфликта провинившегося подростка без разговоров ведут к представителю администрации, снимая с себя ответственность за судьбу этого ребенка. Конфликт же в этих случаях обычно не разрешается, административное воздействие не снимает противоречия, возникшего между педагогом и подростком.

Разрешение сложившейся коллизии иногда совершается путем обоюдного анализа. Реализуя эту форму, педагог должен позаботиться о создании благоприятной, доброжелательной атмосферы, иначе анализ превратится в разборку поведения учащегося. Для такого разговора могут быть разработаны специальные правила, типа "Не давить на авторитеты", "Выслушивать до конца, не перебивая", "Не обвинять, а анализировать" и т.п.

В особых случаях, когда конфликт зашел слишком далеко, педагог вынужден прибегать к психологически более сложным способам, таким, как ультиматум, временное расставание и принуждение. При этом следует иметь в виду, что форма временного расставания будет эффективной только в коллективе, а в диффузной группе она дискредитирует себя и подрывает авторитет воспитателя. Использование же ультиматума и принуждения оправдано только в экстраординарных условиях, когда требуется резкое изменение поведения ребенка, ибо дальнейшее развитие событий может нанести вред здоровью и жизни.

Основным звеном при разрешении возникшей конфликтной ситуации, по мнению М.М. Рыбаковой, можно считать проведение психологического анализа. Именно он позволяет в дальнейшем избегать повторения возникших инцидентов или помогать их успешно разрешать коллегам.

Совместно с практическими работниками учебных заведений М.М. Рыбаковой разработаны варианты опорных схем для проведения анализа ситуаций. Наиболее интересны из них следующие:

1. Описание возникшей ситуации, конфликта, поступка (участники, место возникновения, деятельность участников и т. д.);

2. Что предшествовало возникновению ситуации;

3. Какие возрастные и индивидуальные особенности участников выявились в их поведении, ситуации, поступке;

4. Ситуация глазами подростка и преподавателя, мотивы действующих лиц; личностная позиция преподавателя в возникшей ситуации (отношение его к подростку), реальные цели педагога во взаимодействии с учащимся (чего он хочет: избавиться от учащегося, помочь ему или же он безразличен к нему); что, нового узнал преподаватель об учащихся из ситуации, поступка (познавательная ценность ситуации для преподавателя); основные причины возникшей ситуации или конфликта и его содержание (конфликт деятельности, поведения или отношений);

5. Варианты погашения, предупреждения и разрешения ситуации, корректировка поведения учащегося;

6. Выбор средств и приемов педагогического воздействия и определение конкретных участников реализации поставленных целей в настоящее время и на перспективу.

После полноценного анализа возникшей конфликтной ситуации необходимо выбрать способы её разрешения. В зависимости от стиля преподавания, опыта работы в образовательной системе каждый педагог выбирает разные способы выхода из конфликта, которые не всегда являются эффективными.

Первый способ состоит в перечислении проступков учащихся, а также педагогических приемов и действий преподавателя, которые должны восстановить порядок. Такой анализ ситуации чаще используется педагогами, которые торопятся «принять меры» к нарушителям порядка и мало интересуются личностью самого ребенка, мотивами его поступка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Особенности восприятия и передачи формы изображаемых предметов
Целенаправленное восприятие — необходимое условие для полноценного отражения в рисунках предметов и явлений окружающего мира. Специальными исследованиями установлен познавательный характер детского восприятия, которое неразрывно связано с мышлением и речью. Поскольку восприятие органически входит в ...

Особенности состояния пассивного словаря у детей старшего дошкольного возраста с билингвизмом
В целом, с предложенными заданиями справились все дети, вошедшие в экспериментальную группу, задание выполняли достаточно быстро и с интересом. Отмечалась большая заинтересованность детей в работе. Дети были весьма активны и доброжелательно относились к экспериментатору. Наиболее слабые ответы были ...

Проблема развития литературного творчества учащихся, как научная проблема
Проблемы образования в судьбах России наших дней становятся узловыми. На этапе смены парадигм культуры, науки, мировоззрения образование превращается в ведущий фактор экономического и социального развития страны. Высшим смыслом нахождения человека в образовательной среде, по верной мысли многочисле ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru