Материалы » Эффективные способы создания и разрешения педагогического конфликта в условиях педагогического процесса » Методики создания и разрешения педагогического конфликта

Методики создания и разрешения педагогического конфликта

Страница 2

Вторым этапом разрешения конфликта становится анализ ситуации. Анализ начинается с четкого обрисовывания события. Здесь учитывается все: обстоятельства, реплики, психологический настрой как отдельных учащихся и педагога, так и всейгруппы, история развития взаимоотношений, возраст, уровень индивидуального развития и многое другое. Четкомуобрисовыванию события способствует профессионально-педагогическая память педагога, его умение распределять внимание, выделять главное и второстепенное, способность видеть, улавливать мелочи.

После того как картина события воссоздана, педагогу следует проанализировать сложившуюся коллизию, то есть определить взгляды, стремления и интересы каждой из сторон.

Позиционное различие взглядов на характер взаимоотношений становится сутью противоречия: педагог ориентирован на норму, обеспечивающую ему удобство в работе; ребенок ориентирован на отношение к себе как участнику разворачивающегося общения. Их стремления отстоять свои взгляды определяют действия, направленные друг против друга, а личный интерес привносит элемент азарта в эту борьбу.

Тщательный анализ взглядов, стремлений и интересов действительно помогает педагогу выявить противоречие, но не для того, чтобы знать о нем, а для того, чтобы произвести следующий этап анализа — оценить случившееся с точки зрения перспективы развития личности. Иначе говоря, спросить себя и ответить на свой вопрос: "Что даст разрешение данного конфликта для личностного роста ребенка?" — и в зависимости от этого определить, какие акценты следует расставить.

Третьим этапом становится непосредственно разрешение конфликта. Первым шагом в этом направлении будет снятие психического напряжения. До тех пор, пока оно сохраняется в отношениях между людьми, конфликт не разрешить. Снятие напряжения осуществляется разнообразными способами: просьбой о прощении, демонстрацией симпатии, шуткой, отвлечением, переключением на другие объекты и деятельность, предоставлением права на несогласие; соответственно изменяются интонации, избирается оптимальная дистанция общения (физическая и социальная) и многое другое. После его реализации противоречие исчерпывается, и последнее, что остается сделать — инструментовать обоюдную удовлетворенность от разрешения конфликта, то есть поблагодарить всех за помощь в решении проблемы.

Педагоги выделилинесколько способов разрешения конфликта, индивидуальная интерпретация которых делает их применение творческим и разнообразным.

Наиболее простым способом разрешения конфликта является проявление нежности по отношению к партнеру. Неясностью легко удается разрядить обстановку, снять напряжение, погасить агрессию и другие неблагоприятные проявления психики. Например, после очередного замечания в адрес учащегося с его стороны звучит раздраженная реплика, что к нему все придираются и ему это изрядно надоело. Проявлением нежности педагогу удается снять это состояние ребенка: "Не знаю, как другие, а у меня всегда так получается — кого сильнее всех люблю, тому больше всего от меня достается. Ты уж прости меня, пожалуйста ."

Столь же легким способом разрешения конфликта, но более изящным, а потому требующим чутья, мастерства и виртуозности, является использование юмора. Юмор – это беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо или к кому-либо. Благодаря юмору участники конфликта имеют возможность подняться над ситуацией и увидеть в ней смешные элементы. При этом важно, чтобы шутка была доступна для понимания каждого из субъектов, чтобы она не содержала сарказма или иронии, не была оскорбительна для них.

Компромисс одна из наиболее эффективных и наиболее распространенных форм разрешения конфликта. Под компромиссом понимается взаимная обоюдная уступка субъектов друг другу на основе соглашения между ними. Используя эту форму, педагог не только разрешает конфликт, но и повышает самооценку детей, поскольку апеллирует к их достоинствам, приглашая к совместному поиску выхода из сложившейся ситуации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Международные форматы и спецификации представления образовательной информации в информационных системах
Индустрия компьютерных средств обучения развивается на протяжении уже более двадцати пяти лет. На первых порах в учебном процессе использовались различные программно-методические комплексы для освоения студентами элементов информационных технологий. Примерами таких комплексов могут служить учебно-и ...

Современные классификации методов обучения
Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод – это сердцевина учебного процесса. Ведь именно метод определяет, каким путём учитель будет преподносить знания. Метод обучения (от греч. Methodos) –буквально ...

Опытно-экспериментальное изучение музыкальных способностей детей с нарушенным зрением
Дети с нарушением зрения в силу своего дефекта испытывают определенные трудности в овладении различными видами деятельности, но в то же время компенсаторные механизмы позволяют им добиваться определенных успехов в той или иной деятельности. Это обусловлено тем, что «человеческий организм располагае ...

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru