Материалы » Эффективные способы создания и разрешения педагогического конфликта в условиях педагогического процесса » Методики создания и разрешения педагогического конфликта

Методики создания и разрешения педагогического конфликта

Страница 5

· Авансирование похвалой. Сочувственно выслушав одного из конфликтующих, следует отметить какие-либо его положительные черты характера, заслуги. Обязательно надо указать только то, что есть на самом деле. И на этом положительном фоне высказать удивление по поводу совершенного поступка, который привел к конфликту. Нередко этого бывает достаточно, чтобы вызвать желание пойти на мировую.

· Раскрытие «секрета» рефери (судьей). Когда ссора зашла слишком далеко и оппоненты предельно взвинчены, не доверяют друг другу, желательно, чтобы авторитетный для обеих сторон нейтральный человек в разговоре сначала с одним, а затем с другим конфликтующим сказал об их общей точке зрения по какому-нибудь вопросу, а еще лучше сообщил одному из спорящих, как «соперник» за что-либо его похвалил. Причем объект обращения не должен почувствовать, что его «ведут» к примирению.Для этого большая часть беседы посвящается какой-либо интересной и далекой от проблемы конфликта теме и только вскользь рефери касается цели своей беседы. Обиженный студент, узнав о хорошем отзыве о нем конфликтующего с ним товарища, невольно задумываетсяо компромиссе.

· Воспроизведение сказанного соперником. Старший просит одного из участников конфликта повторить две-три последние фразы оппонента. Невольно вникая в смысл слов «противника», спорщик задумывается о справедливости, правильности своей точки зрения. А кроме того, этот прием уменьшает накал страстей. Целесообразно также поменять спорящих местами. Один использует в споре аргументы другого, встав на его позицию, и наоборот. Сделать это не просто. Но если авторитетному руководителю такой прием удается, то взгляд на ссору глазами соперника быстро утихомиривает конфликтующих.

Опора на духовность и интеллект конфликтующих. Используя технические средства (киноаппарат, магнитофон, видеомагнитофон), фиксируют выражение лиц и содержание аргументации конфликтующих. Затем в присутствии обеих сторон старшийжестко, без снисхождения показывает гримасы на лицах и ошибки в аргументации спорящих, а иногда и их недобросовестность, если она имела место. Беспощадно разоблачаются грубость, бестактность, подмена тезисов оппонентами. После этого ставятся благородные цели, доступные и близкие обоим конфликтующим.

Отечественные педагоги Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др. при разрешении конфликта с обучающимисярекомендуют использовать следующий алгоритм анализа педагогической ситуации и решения педагогической задачи.

1. При вступлении в конфликт:

· определите проблемы, относящиеся к ценностной сфере (стоит ли настаивать на своем, значимо ли это?);

· определите ваши ценностные альтернативы;

· проанализируйте последствия разрешения конфликта (в близкой и дальней перспективе);

· определите причины возникновения конфликта (те противоречия, которые привели к его возникновению, цели и мотивы участников конфликта);

· проанализируйте взаимоотношение участников до возникновения конфликта;

· выявите, есть ли лица, заинтересованные в конфликте или его позитивномразрешении;

· определите свои задачи (каков должен быть позитивный результат, удовлетворяющий интересы обеих сторон и улучшающий дело);

· выберите способы взаимодействия с оппонентом, не унижающие ни однуиз сторон. Мысленно проиграйте как можно больше позитивных вариантов решения конфликта.

2. Возьмите на себя управление разрешением конфликта:

· проявите инициативу в поиске консенсуса: кто делает первый шаг, тот и выигрывает. (Если вы чувствуете, что не правы, признайте это сразу);

· в начале переговоров используйте «Я-сообщение», «Активное слушание»;

· дайте почувствовать своему оппоненту его значимость;не выдвигайте сразу свои требования и условия, подчеркните точки соприкосновения, взаимные интересы;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Общее понятие о речи в психологии
Речь – это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом при посредстве языка. В процессе речевого общения человек обогащает свои знания не только за счёт своего узкоиндивидуального опыта, но и путём усвоения общественного опыта, накопленного многими поколениями. Речь устная и письме ...

Понятие и сущность предпринимательской деятельности
Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом пор ...

Система упражнений и заданий по развитию связной письменной речи в 9 классе на уроках чтения
Практическая работа по развитию связной письменной речи в 9 классе проводилась в несколько этапов. Каждый этап рассмотрим в отдельном пункте. Рассмотрим один из уроков, проведённых в 9 классе по развитию связной письменной речи в специальной (коррекционной школе 8 вида). Учащимся было необходимо со ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru