Материалы » Эффективные способы создания и разрешения педагогического конфликта в условиях педагогического процесса » Методики создания и разрешения педагогического конфликта

Методики создания и разрешения педагогического конфликта

Страница 4

Второй способ анализа ситуации характерен фрагментарным привлечением психологических знаний без достаточно глубокой их переработки. Психологические знания используются лишь для обоснования педагогических приемов воспитательного воздействия. Подобным способом анализа овладевает большинство педагогов. Здесь заметно появление интереса к психологическим особенностям подростка, но провести более детальный анализ мешает недостаточно глубокое знание возрастных и индивидуальных особенностей и их проявлений в поступке подростка.

Третий способ анализа ситуации: перенос внимания при анализе ситуации с поступка на личность учащегося, когда центром внимания становится сама ситуация или поступок, а учащийся, его личность. С этого и начинается поиск причин конфликта, поступка, ситуации.

В данном типе анализа проявляется личность самого анализирующего: для одних характерен интеллектуально – рассуждающий анализ, поиск объективных причин возникшей ситуации, другие склонны к эмоционально – рефлексирующему анализу, стремлению увидеть ситуацию глазами учащегося, понять его переживания. Во всех случаях ценно отсутствие стереотипности при анализе ситуации, умение увидеть подростка в ней со всеми его проблемами, найти возможность понять его и помочь.

Четвертый способ анализа ситуации включает предложение вариантов предупреждения конфликта путем нестандартного его разрешения (возможно в нескольких вариантах).

Другой исследователь конфликтов в педагогическом процессеСтанкин М.И. считает, что основной путь воздействия на конфликтующих — убеждение.Долг арбитра убедить противоборствующие стороны, что конфликт вредит всем его участникам и коллективу в целом. После чего раскрыть подлинный объект конфликта и указать путь его разрешения на принципиальной основе. Одновременно ведется индивидуальная работа с обоими противоборствующими лицами или группировками. Только в крайнем случае создается ситуация всеобщего возмущения поведением одной или обеих конфликтующих сторон.

В сложных случаях перед началом работы по примирению сторон полезно предварительно проанализировать ситуацию. Для этого необходимо установить участников и инициаторов конфликта, выявить, какие цели они преследуют, чьи интересы и каким образом затронуты, каково отношение других членов коллектива к сложившейся ситуации? Недостаточная предварительная подготовка, непродуманное решение могут усугубить случившееся, резко осложнить выход из конфликта.

В тех случаях, когда убеждение не помогает, используются прямые и косвенные способы выхода из конфликтной ситуации.

Прямой путь реализуется следующим образом: поочередно пригласив к себе обе конфликтующие стороны, педагог с целью выявления подлинного объекта конфликта предлагает каждому изложить суть и причины столкновения. При этом он просит приводить только сухие факты, без их эмоциональной окраски. Уточнив факты, выявив объект конфликта и сделав выводы, преподаватель вызывает противостоящие стороны и предлагает им свое решение. Если это не даст результата, взаимные претензии могут быть высказаны участниками конфликта друг другу на собрании. В этом случае решение принимается после выступления участников собрания, и председательствующий, подводя итог, высказывает требования всего коллектива.

Косвенные пути ликвидации последствий конфликта:

· Объективизация конфликта.Следует рассмотреть причины столкновения, разложив их по полочкам. Обе стороны поочередно участвуют в обсуждении каждого пункта. При этом конфликт утрачивает эмоциональное напряжение, его легче урегулировать.

· Погашение эмоционального возбуждения.Поочередно приглашаяк себе всех участников конфликта, руководитель дает им возможность полностью выговориться. Здесь необходимо проявить терпение, не торопить и не перебивать говорящего. Желательно поддержать его и эмоционально. Причем эмоциональная поддержка совсем не говорит о согласии с поведением человека. Сочувствие и согласие — совсем не одно и то же. Выговорившись полностью, обиженный чаще всего самостоятельно вспоминает, что у его «противника» есть и хорошие стороны характера и что, хотя он и чувствует себя пострадавшим, мог бы и сам вести себя умнее, мягче. Умиротворенный разрядкой участник конфликта легче принимает доводы старшего.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Система упражнений для обучения диалогической речи
Диалогическая речь представляет собой сложную речевую деятельность, в которой речь одного из участников зависит от речевого поведения другого. При обучении диалогической речи нужно развить следующие умения: Запросить информацию, уметь задать вопрос. Ответить на вопрос собеседника. Понять на основан ...

Наглядные пособия: классификация, практическое применение
В методической литературе большое внимание уделяется вопросам использования наглядных средств при обучении младших школьников (работы М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, А. С. Пчелко, А. М. Пышкало, Л. Н. Скаткина и др.). Н. Л. Менчинская и М. И. Моро указывают на необходимость самостоятельного опер ...

Виды семейных взаимоотношений
Проблемы, которые волнуют ребенка, для родителей не представляют ничего серьезного, так как они уже их преодолели и забыли. Юность кажется им безоблачной и беспроблемной, то есть идеальным временем, в котором все просто и легко. А то, что для родителей является важным, о чем они хотели бы предупред ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru