Материалы » Эффективные способы создания и разрешения педагогического конфликта в условиях педагогического процесса » Методики создания и разрешения педагогического конфликта

Методики создания и разрешения педагогического конфликта

Страница 6

· обосновывайте, аргументируйте свои доводы, ищите альтернативу, демонстрируйте свою заинтересованность человеком и его проблемами.

Ю.Б. Гиппенрейтер предлагает способ «беспроигрышного разрешения конфликтов» с воспитанниками. Его технология:

1. Активное слушание.

2. «Я-сообщение».

3. Сбор возможных решений: «Как же нам быть?».

4. Оценка предложенных решений и выбор наилучшего.

5. Детализация принятого решения.

6. Выполнение принятого решения, контроль.

7. Анализ осуществленного дела.

Лучше, если деятельность будет анализировать сам подросток, например, после вопроса: «Как у нас идут дела?».

«Активное слушание» и«Я-сообщение»предупреждают возникновение конфронтации между педагогом и подростком.

«Активное слушание»(констатация чувств собеседника). Во всех случаях, когда подросток расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо, даже когда он голоден или устал, мы говорим, что у него эмоциональная проблема.Первое, что нужно сделать, - дать ему знать, что вы чувствуете его переживание. «Озвучивание» чувств подростка помогает снять конфликт или напряжение.

«Я-сообщение»(констатация своих чувств). Если что-нибудь не нравится в действиях подростка — не упрекать. На упреки типа «Опять ты!» подросток обычно отвечает отрицанием, обидой, защитой. «Я - сообщение» имеет ряд преимуществ: оно позволяет в необидной форме выразить негативные чувства; позволяет подростку узнать ощущения и чувства педагога;высказывая свои чувства без приказа, осуждения или выговора,мы оставляем за подростком возможностьсамому принять решения и учесть наши переживания.

Причиной многих конфликтов руководители учебных заведений считают низкий уровень педагогического общения преподавателей, которые не могут вовремя остановиться, избежать резких слов, не упрекать за неблагополучие в семье, не подчеркивать отрицательных качеств, не высмеивать перед сверстниками. Это общеизвестные положения, но их часто нарушают некоторые педагоги .

Владея технологией разрешения конфликта и используя его позитивную роль в развитии личности, педагог получает большие возможности использования этого феномена в воспитательном процессе, специально создавая конфликты в работе с детьми.

В момент создания конфликта педагогу необходимо реализовать три функции: обозначить позиции сторон, раскрыть их социальное и личностное значение, усилить социально-ценностную позицию в количественном и качественном отношениях.

Создание конфликта в группе имеет дополнительные возможности для реализации перечисленных функций за счет мнений и высказываний учащихся, встающих на сторону преподавателя. Педагог, в этом случае, исполняет роль своеобразного дирижера, мысленно отсчитывающего технологические этапы, как музыкальные такты.

Подводя итоги, необходимо отметить, что не существует универсальных правил поведения в конфликтных ситуациях и эффективных стратегий их разрешения. Все они ориентированы, прежде всего, на понимание человека как уникальной и неповторимой личности. И, если мы откажемся таковую признавать даже в подростках, конфликты, особенно в педагогических ситуациях можно считать неизбежными .

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Другая информация:

Классификация лекций
По целям: Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете, знакомит с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин. Дается краткий обзор курса, достижения в этой сфере, имена известных ученых, излагаются перспективные направления исследований. ...

Характеристика авторской школы К.Д. Ушинского
Ушинский в своей дидактике дает для своего времени на высоком научном уровне разработанную систему построения процесса обучения в школе. В этой системе ведущее место занимает его учение о дидактических принципах. Такими принципами К.Д. Ушинский считает: 1) своевременность 2) постепенность 3) ограни ...

Понятие информационных технологий
Информационные технологии имеют почти 50-летнюю историю, и возникновение их связывают с появлением в середине двадцатого века электронной вычислительной машины (ЭВМ), изменившей существующий до этого процесс овладения знаниями. Первый этап возникновения информационных технологий приходится на 50-60 ...

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru