Материалы » Антропогенное воздействие на ландшафты Кавказа в ходе этногенеза народов его населяющих » Этнографическая и этнополитическая ситуация на Кавказе в XX - начале XXI в

Этнографическая и этнополитическая ситуация на Кавказе в XX - начале XXI в

Страница 4

К концу 1980-х гг. начинают обостряться противоречия в нескольких зонах потенциального этнополитического соперничества. Состав и типология этих зон определяется, прежде всего, претензиями двух и более этнических групп на исключительный статус титульного народа в пределах одной и той же территории. В результате, в Кавказском регионе, чья административно-территориальная композиция складывалась как неоднозначный итог различных эпох и стратегий национально-государственного упорядочения, обнаруживается целая сеть потенциальных статусных противоречий. На фоне государственного кризиса СССР конца 1980-гг., нарастания экономических проблем в стране увеличивается социальный контингент, готовый поддержать желанные перемены под лозунгами защиты "национального суверенитета" или "восстановления исторической справедливости". В результате этого по территории Кавказа проходит "парад суверенитетов" и ряд вооруженных конфликтов, причем некоторые из них полностью не урегулированы до настоящего времени.

Как было отмечено выше, это было связано с определенным политико-административным устройством территорий, депортационной политикой, социальными противоречиями, а также, стоит отметить, некоторыми традициями горских народов (например кровная месть и т.п.). В результате разрушения единого советского государства на территории Кавказа происходит следующий ряд насильственных конфликтов: Нагорный Карабах, Южная Осетия, Абхазия, Северная Осетия/Ингушетия, Чечня. Эти конфликты становятся факторами массовых переселений и миграций, охватывающих значительные пространства Кавказа, приводящих не только к этнической перестройке региона, но и к другим социально-экономическим последствиям.

С победой сессионного движения в Чечне и с разрушением здесь правопорядка, разворачивается массовый исход русских из Чеченской республики, начавшийся еще в конце 1980-хи завершившийся уже в ходе военных кампаний 1994-1996 гг. и 1999-2002 гг.

В 1960-1980 гг. значительно меняется этническая картина равнинных районов Дагестана, куда переселяются группы аварцев, даргинцев и других выходцев из горных районов республики. Возникшая этническая мозаика становится новым внутренне связующим пространством для народов Дагестана, - одновременно и фактором развития надэтнического дагестанского сообщества, и новых рисков этнического соперничества вокруг него. В 80-е гг. ХХ в. определяется вектор русской миграции из республики, в том числе из Кизлярского и Тарумовского районов. Аналогичные миграционные тенденции формируются с разной степенью выраженности и с разными фазовыми характеристиками в других автономиях Северного Кавказа.

Армяно-азербайджанский конфликт вокруг территории Нагорного Карабаха сопровождается массовым насильственным обменом между Арменией и Азербайджаном. Погромы на территории Азербайджана приводят также к исходу их армянского населения на территорию России. Оккупация армянскими/карабахскими силами ряда районов Азербайджана обусловила исход из этих районов всего азербайджанского и курдского населения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Основы медицинских знаний, гигиена и безопасность жизнедеятельности
Травмой называется анатомическое и функциональное нарушение тканей и органов, возникающее в результате действия факторов внешней среды. Воздействия могут быть механическими (удар, сдавливание, растяжение), физическими (тепло, холод, электричество), химическими (кислоты, щелочи), психическими (испуг ...

Способы совершенствования речи у детей в раннем возрасте
К полутора годам малыш обычно произносит все гласные звуки (хотя и не всегда четко), ему доступны многие согласные звуки (м, п, б, к, г, т, д, н, в, ф, х), а также звук й. Многие из согласных звуков произносятся смягченно (дяй вместо дай). Отчетливость произнесения звуков во многом зависит от их ме ...

Способы организации детей на сюжетных физкультурных занятиях
Эффективность обучения физическим упражнениям обеспечивается с помощью различных способов организации детей. Эти способы при выполнении движений оказывают влияние на количество повторений за отведенное время, обеспечивают управление педагогом процессом усвоения материала, создают условия для осозна ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru