Материалы » Антропогенное воздействие на ландшафты Кавказа в ходе этногенеза народов его населяющих » Этнографическая и этнополитическая ситуация на Кавказе в XX - начале XXI в

Этнографическая и этнополитическая ситуация на Кавказе в XX - начале XXI в

Страница 2

Октябрьская революция выводит Россию из первой мировой войны, во многом - ценой Брест-Литовского мира 3 марта 1918 г. Но еще в январе-феврале Турция, нарушив военное перемирие и используя разрушение Кавказского фронта, продвигает свои войска в Закавказье. По условиям Брест-Литовского договора между Центральными державами и Советской Россией к Турции должны отойти Карсская и Батумская области. Однако условия мира не признаются временной администрацией Закавказья - Закавказским сеймом, который стремится сохранить Карс и Батум в пределах края.

Революционные события приводят и тому, что 22 апреля 1918 г. учреждается независимая от России Закавказская Демократическая Федеративная Республика (ЗДФР), но вследствие этнических противоречий между основными закавказскими нациями (грузинами, армянами и азербайджанцами), она, по сути, распадается на три независимых национальных государства, между которыми существуют военно-политические противоречия. Кроме того, для Грузии и Армении турецкое наступление представляет очевидную угрозу, в то время как для Азербайджана, как государства закавказских мусульман (и преимущественно этнических тюрок). Турция стремится выступать если не как отчизна, то очевидный союзник.

Подобные события происходят и на Северном Кавказе - в ходе разворачивающейся Гражданской войны здесь возникает новое государственное образование, заявившее весной 1918 г. о своей независимости от России, - Горская республика, включающая в свои проектируемые границы Терскую и Дагестанскую области, а также Абхазию (Сухумский округ). Это государство, признанное Турцией, является лишь номинальным, а его юрисдикция едва распространяется на некоторые округа Терской и Дагестанской областей. Сложные межэтнические отношения в самом центре Горской республики делают это образование нежизнеспособным.

К осени 1921 г., в ходе Гражданской войны, весь Кавказский регион (за вычетом уступленных Турции территорий) включается в сферу Советской России и, соответственно, в сферу советского национального строительства. Новая композиция региона - это динамичное и противоречивое воплощение советского проекта в насыщенном социально-политическими проблемами, исторически структурированном человеческом ландшафте. Ясно, что советское упорядочение Кавказа не может быть названо "гармоничным и непротиворечивым".

Общая логика конструирования новой политико-административной карты очевидна. Наряду с учетом военных и хозяйственно-экономических приоритетов, она включает создание институтов контролируемого национального самоопределения. Национальные группы, подобно группам социальным, воспринимаются как коллективные субъекты исторического процесса ("объекты угнетения", "субъекты национально-освободительного движения").

Что принципиально не верно, так как этносы и социально-экономические группы представляют собой два разных уровня организации человеческих обществ, в основе которых лежат различные причины и мотивации их образования.

Осуществление советского национального проекта на Кавказе происходит с 20-х гг. по 1991 г. Оно происходило по разному, в зависимости от различных принципов и политической ситуации СССР. Из основных результатов этого строительства следует отметить, во-первых, выделение трех Закавказских республик в союзные республики СССР, что в дальнейшем определило их суверенитет; во-вторых, именно в советские годы определились современные этнические границы в пределах различных, меняющих свои названия, политико-административных территориях; в-третьих, в годы советской власти активно происходила индустриализация экономики и промышленности Кавказа, но делалось это в основном лицами, приехавшими из России, т.е. этническими русскими; в-четвертых, происходили депортационные процессы, негативно отразившиеся на дальнейшей истории Кавказа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Пути устранения школьной неуспеваемости
Современная дидактика в качестве основных путей преодоления неуспеваемости предлагает следующие: 1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обуч ...

Идея всеобщего обучения, начало теории воспитания женщины
Нельзя, наконец, не отметить и некоторых общих педагогических идей, принесенных, или, лучше сказать, оживленных новой эпохой. С восстановлением ценности самой по себе человеческой личности, в новое время должна была ожить первохристианская идея всеобщего образования или обучения. Правда, и в средни ...

Изучение особенностей коррекционной работы по развитию связной устной речи учащихся младшего школьного возраста специальной школы VIII вида
Связная речь – наиболее сложная форма речевой деятельности. Она характеризуется особыми присущими только ей признаками. Связная речь носит характер систематического последовательного изложения. Связное сообщение представляет собой развернутое высказывание. Таким образом, под связной речью понимаетс ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru