Материалы » Антропогенное воздействие на ландшафты Кавказа в ходе этногенеза народов его населяющих » Этнографическая и этнополитическая ситуация на Кавказе в XX - начале XXI в

Этнографическая и этнополитическая ситуация на Кавказе в XX - начале XXI в

Страница 1

Несмотря на жесткое присоединение Северокавказских территорий к Российской Империи, в целом Кавказ довольно успешно начинает интегрировать в состав государства. Происходит "размывка" некоторых этнических границ, либо наоборот обособление некоторых групп. Основным признаком, по которому жители Кавказа начинают идентифицировать друг друга становится конфессиональная принадлежность.

Конфессиональная принадлежность используется в прочерчивании национальных границ, и религии выступают "национальной" атрибуцией, культурным "ядром" или, по крайней мере, маркером зачинающихся наций. Таковым является православие для русских и грузин, ислам - отчасти - для азербайджанской нации, надстраиваемой над тюркскими, татскими, курдскими, талышскими группами. Армянская этническая нация во многом определяется в своих конфессиональных границах - поверх политических границ, организационными традициями и культурной мощью своей церкви. Очевидно, что в этих и многих других случаях существует выраженная связь этнического и конфессионального "коллективного Я", усиливающая отличительность групп-носителей, своеобразную жесткость или, напротив, избирательную открытость их границ. Религия оказывается не просто символизацией, но средоточием национальной отличительности. Быть русским - значит быть православным, и многие сектанты оказываются за пределами русскости или на грани между "русским" и, например, "еврейским" (как гейры/русские субботники).

Конфессиональные границы "прорезают" некоторые этнические/лингвистические группы, отделяя их внутреннее большинство от меньшинства по признаку вероисповедания. Эти меньшинства становятся полями идеологического и политического соперничества различных национальных проектов. Варианты возможной эволюции таких меньшинств - развитие в качестве "отдельной народности" (например курды-йезиды), "расщепление" между соперничающими идентичностями (месхи) или устойчивое возобладание национальной идентичности над конфессиональной (осетины-мусульмане, аджарцы/грузины-мусульмане, духоборы и другие русские сектанты на Кавказе).

Между тем, в результате такого разделения и сочетания его со старыми традиционными нормами поведения (например кровная месть) неизбежными становятся рост социального напряжения и следовательно возрастает вероятность столкновений на межэтнической почве.

Первые такие столкновения происходят в Закавказье в начале 1905 г. Они подталкивают Николая II к восстановлению института Кавказского наместничества, в пределы которого включаются все территории Закавказья и Северного Кавказа, кроме Ставропольской губернии. Администрации наместника (граф Воронцов-Дашков) с помощью более гибкой национальной политики и одновременно жестких полицейских мер удается добиться относительной стабилизации положения в регионе. В частности, восстановление имущественных прав Армянской церкви приводит к снижению активности армянских радикальных организаций.

Но события I Мировой войны и последовавшие за ними революционные события 1917-1921гг., и соответственно последовавший за всем этим общероссийский кризис, возвращает Кавказ в сферу межимперского соперничества. Турецкая экспансия 1918 г. фактически поляризует основные партии Кавказа по этноконфессиональному признаку и взламывает мозаичную композицию Закавказья серией вооруженных конфликтов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Роль учителя в организации межпредметных связей
Обучение - двусторонний процесс. Даже искусственно ограничив его лишь информационной стороной, можно показать, что деятельность учителя и ученика неодинаковы. Учитель преподает учащимся знания, выявляет логические связи между отдельными частями содержания, показывает возможности использования этих ...

Психолого-педагогическая характеристика учащихся начальных классов специальных школ
Умственно отсталые дети - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5% от общей детской популяции. Понятие «умственно отсталый ребенок» включает весьма разнообразную по составу массу детей, которых объединяет наличие повреждения ...

Сравнительный анализ учебников по геометрии для 10-11-х классов
В процессе написания работы была проанализирована литература по геометрии с целью выявления способа введения материала в 10-11-х классах по данной теме. такие кривые как парабола и гипербола отдельно не рассматриваются, а эллипс вводится через задачу, в которой учащимся предстоит выяснить, в какую ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru