Несмотря на жесткое присоединение Северокавказских территорий к Российской Империи, в целом Кавказ довольно успешно начинает интегрировать в состав государства. Происходит "размывка" некоторых этнических границ, либо наоборот обособление некоторых групп. Основным признаком, по которому жители Кавказа начинают идентифицировать друг друга становится конфессиональная принадлежность.
Конфессиональная принадлежность используется в прочерчивании национальных границ, и религии выступают "национальной" атрибуцией, культурным "ядром" или, по крайней мере, маркером зачинающихся наций. Таковым является православие для русских и грузин, ислам - отчасти - для азербайджанской нации, надстраиваемой над тюркскими, татскими, курдскими, талышскими группами. Армянская этническая нация во многом определяется в своих конфессиональных границах - поверх политических границ, организационными традициями и культурной мощью своей церкви. Очевидно, что в этих и многих других случаях существует выраженная связь этнического и конфессионального "коллективного Я", усиливающая отличительность групп-носителей, своеобразную жесткость или, напротив, избирательную открытость их границ. Религия оказывается не просто символизацией, но средоточием национальной отличительности. Быть русским - значит быть православным, и многие сектанты оказываются за пределами русскости или на грани между "русским" и, например, "еврейским" (как гейры/русские субботники).
Конфессиональные границы "прорезают" некоторые этнические/лингвистические группы, отделяя их внутреннее большинство от меньшинства по признаку вероисповедания. Эти меньшинства становятся полями идеологического и политического соперничества различных национальных проектов. Варианты возможной эволюции таких меньшинств - развитие в качестве "отдельной народности" (например курды-йезиды), "расщепление" между соперничающими идентичностями (месхи) или устойчивое возобладание национальной идентичности над конфессиональной (осетины-мусульмане, аджарцы/грузины-мусульмане, духоборы и другие русские сектанты на Кавказе).
Между тем, в результате такого разделения и сочетания его со старыми традиционными нормами поведения (например кровная месть) неизбежными становятся рост социального напряжения и следовательно возрастает вероятность столкновений на межэтнической почве.
Первые такие столкновения происходят в Закавказье в начале 1905 г. Они подталкивают Николая II к восстановлению института Кавказского наместничества, в пределы которого включаются все территории Закавказья и Северного Кавказа, кроме Ставропольской губернии. Администрации наместника (граф Воронцов-Дашков) с помощью более гибкой национальной политики и одновременно жестких полицейских мер удается добиться относительной стабилизации положения в регионе. В частности, восстановление имущественных прав Армянской церкви приводит к снижению активности армянских радикальных организаций.
Но события I Мировой войны и последовавшие за ними революционные события 1917-1921гг., и соответственно последовавший за всем этим общероссийский кризис, возвращает Кавказ в сферу межимперского соперничества. Турецкая экспансия 1918 г. фактически поляризует основные партии Кавказа по этноконфессиональному признаку и взламывает мозаичную композицию Закавказья серией вооруженных конфликтов.
Другая информация:
Понятие и сущность предпринимательской деятельности
Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом пор ...
Содержание логопедической работы
Логопедическая работа по формированию лексики у дошкольников с билингвизмом построена с учетом выделенных по результатам констатирующего эксперимента типологических групп детей. Так, дети, вошедшие в первую подгруппу, нуждаются в коррекционной работе по формированию лексики, а дети, вошедшие во вто ...
Цель и задачи трудового воспитания
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудолюбия. Человеческим трудом создают ...