Несмотря на жесткое присоединение Северокавказских территорий к Российской Империи, в целом Кавказ довольно успешно начинает интегрировать в состав государства. Происходит "размывка" некоторых этнических границ, либо наоборот обособление некоторых групп. Основным признаком, по которому жители Кавказа начинают идентифицировать друг друга становится конфессиональная принадлежность.
Конфессиональная принадлежность используется в прочерчивании национальных границ, и религии выступают "национальной" атрибуцией, культурным "ядром" или, по крайней мере, маркером зачинающихся наций. Таковым является православие для русских и грузин, ислам - отчасти - для азербайджанской нации, надстраиваемой над тюркскими, татскими, курдскими, талышскими группами. Армянская этническая нация во многом определяется в своих конфессиональных границах - поверх политических границ, организационными традициями и культурной мощью своей церкви. Очевидно, что в этих и многих других случаях существует выраженная связь этнического и конфессионального "коллективного Я", усиливающая отличительность групп-носителей, своеобразную жесткость или, напротив, избирательную открытость их границ. Религия оказывается не просто символизацией, но средоточием национальной отличительности. Быть русским - значит быть православным, и многие сектанты оказываются за пределами русскости или на грани между "русским" и, например, "еврейским" (как гейры/русские субботники).
Конфессиональные границы "прорезают" некоторые этнические/лингвистические группы, отделяя их внутреннее большинство от меньшинства по признаку вероисповедания. Эти меньшинства становятся полями идеологического и политического соперничества различных национальных проектов. Варианты возможной эволюции таких меньшинств - развитие в качестве "отдельной народности" (например курды-йезиды), "расщепление" между соперничающими идентичностями (месхи) или устойчивое возобладание национальной идентичности над конфессиональной (осетины-мусульмане, аджарцы/грузины-мусульмане, духоборы и другие русские сектанты на Кавказе).
Между тем, в результате такого разделения и сочетания его со старыми традиционными нормами поведения (например кровная месть) неизбежными становятся рост социального напряжения и следовательно возрастает вероятность столкновений на межэтнической почве.
Первые такие столкновения происходят в Закавказье в начале 1905 г. Они подталкивают Николая II к восстановлению института Кавказского наместничества, в пределы которого включаются все территории Закавказья и Северного Кавказа, кроме Ставропольской губернии. Администрации наместника (граф Воронцов-Дашков) с помощью более гибкой национальной политики и одновременно жестких полицейских мер удается добиться относительной стабилизации положения в регионе. В частности, восстановление имущественных прав Армянской церкви приводит к снижению активности армянских радикальных организаций.
Но события I Мировой войны и последовавшие за ними революционные события 1917-1921гг., и соответственно последовавший за всем этим общероссийский кризис, возвращает Кавказ в сферу межимперского соперничества. Турецкая экспансия 1918 г. фактически поляризует основные партии Кавказа по этноконфессиональному признаку и взламывает мозаичную композицию Закавказья серией вооруженных конфликтов.
Другая информация:
Опытно-экспериментальная работа по
использованию дидактических игр на уроках математики в начальных классах
Нами был проведен эксперимент, главной целью которого было выяснение, как дидактические игры развивают познавательную деятельность. Для экспериментальной работы была выбрана база исследования МОУ СОШ д. Исянгильдино Хайбуллинского района. Экспериментальная работа проводилась во 2-ом классе по прогр ...
Гуманистический подход
Следующий подход, определяющий социокультурные основания образования, связан с его гуманизацией и гуманитаризацией. Поэтому педагогический процесс нуждается в его осмыслении с философско-этических позиций, феноменальность которых основывается на выводе о том, что XX век вошел в историю человечества ...
Ландшафтные зоны Кавказа
Кавказ - величественное горное сооружение, расположившееся на стыке Европы и Азии, между Малой Азией на юге, Европейской равниной на севере, омываемое Черным и Азовским морями на западе и Каспийским морем - на востоке. Длина этих гор с запада на восток, от Таманского полуострова до Апшеронского пол ...