Первая депортация на Кавказе связана с выселением в 1937 - 1938 гг. курдов (1,3 тыс.) и иранцев (6,7 тыс.) из приграничной полосы в Азербайджане и Армении.
Начало Великой Отечественной войны определяет новую категорию для коллективного наказания - это российские немцы, проживающие на Кавказе. В сентябре - октябре 1941 г. осуществляется их выселение с территории Кавказского регион. В апреле 1942 г. выселяются греки с Черноморского побережья. Вероятное основание, использованное в качестве причины выселения, - "хозяйственный" коллаборационизм греков с немецкими оккупационными властями в Крыму.
В 1943 - 1944 гг. выселяются карачаевцы, балкарцы, калмыки. Основным поводом к выселению становятся обвинения в политическом бандитизме и в предоставлении помощи немецко-фашистским захватчикам. Так же в это время органами НКВД проводится операция "Чечевица" по выселению вайнахских народов - чеченцев и ингушей, которые обвиняются в тыловом вредительстве, а также в подготовке вооруженного восстания (активизация повстанческих движений на Кавказе действительно имело место ввиду наступления немецких войск).
После смерти Сталина и смещения Берии, на государственном уровне принимаются решения по репатриации переселенных народов. В 1956 - 1957 гг. государство восстанавливает "наказанные" национальные группы в их статусе лояльных советских народов, предоставляет средства на обзаведение хозяйством и жильем. Переселенцы начинают покидать депортационные районы, переходящие в состав возрождаемых автономий.
Несмотря на определенные сложности при возвращении репрессированных народов домой, советскому государству удается в целом сохранить стабильность и с 1960-х гг. приступить к разворачиванию новой политической доктрины - строительству "единого советского народа" [50].
По оценкам современных историков "Сталинская депортация народов была, конечно, грубейшим нарушением всех юридических норм. Фактически депортация явилось признаком неудачи правительственной политики в отношении этих народов, попыткой решить сложнейшие проблемы грубыми и примитивными методами… К концу 60-х годов реэмиграция практически завершилась. Однако последствия депортации сказались на жителях Северного Кавказа весьма существенно. Некоторые из репрессированных народов лишь через 20 лет восстановили свою довоенную численность".
Последствия депортации негативно отразились на последующем развитии Кавказского региона, что во многом связано также и с институтом "титульных" наций.
В 1970-1980 гг. титульные группы начинают все более определенно мыслить себя и свои республики в качестве национальных протополитий. Блокирую издержки такой тенденции, союзные власти склоняются к тактике полуофициального квотирования как способу поддержания внутриаппаратного этнического баланса. Но тем саамы государство еще больше акцентирует значение этничности в качестве критерия негативной или позитивной дискриминации. Национальная принадлежность все более превращается в весомую характеристику в коллективном и индивидуальном соперничестве за престижные аппаратные должности или выгодные позиции в иерархических конструкциях распределительной экономики.
Другая информация:
Построение процесса обучения старшеклассников дизайну одежды на принципах
гуманизма
Теоретический анализ проблемы реализации дизайнобразования как средства гуманизации обучения старшеклассников технологии, позволивший выявить гуманистические основы и возможности дизайнобразования учащихся современной школы, определить гуманистические принципы отбора и построения содержания дизайно ...
Интерес к рисованию и тематика рисунков
Подавляющее большинство учащихся специальной школы, особенно младших классов, любят рисовать. Дети охотно откликаются на предложение нарисовать что-нибудь и с удовольствием принимаются за работу. Для младших школьников рисование представляет своеобразную игру. Этот вид деятельности их увлекает и ра ...
Теоретические аспекты проблемы формирования умений
диалогической речи младших школьников
Речь – единый комплекс, предполагающий умение выражать свои мысли. Речь подразделяется на устную, письменную и внутреннюю. В свою очередь устная состоит из монологической и диалогической, письменная включает в себя чтение и письмо. В данном исследовании мы рассмотрим устную речь. Устная речь это фо ...