Материалы » Опыт внедрения элективных курсов в предпрофильную и профильную подготовку в школах России » Методологические подходы, стратегия предпрофильной и профильной подготовки

Методологические подходы, стратегия предпрофильной и профильной подготовки

Страница 1

Выбор учащимися профиля обучения является основой построения профильной школы. Однако реально этот выбор, в большей или меньшей мере, навязывается школьникам, которые в силу возраста еще не являются субъектом самостоятельного принятия решения (П. Щедровицкий). Поэтому необходимо с первых дней обучения в школе приобщать учащихся к необходимости постоянного поиска и выбора своего пути. Именно для этого следует вводить в школах различные факультативные и элективные курсы (обязательные и по выбору), поскольку они способствуют развитию интересов и профориентационных устремлений школьника. Вместе с тем, определение профилей обучения осуществляется не только на основе познавательных интересов учащихся, но и с учетом возможностей педагогического коллектива образовательного учреждения, структуры региональной образовательной системы, традиций.

Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, принятой Правительством РФ, предусматривается на старшей ступени общеобразовательной школы профильное обучение. Это один из видов дифференциации и индивидуализации обучения, форма организации учебной деятельности, при которой учитываются интересы, склонности, способности, состояние здоровья учащихся, создаются условия для развития учащихся в соответствии с их профессиональными намерениями.

Социологические исследования показывают, что большинство старшеклассников (более 70% от числа опрошенных региона различных районов России) отдает предпочтение тому, чтобы «знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться». Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников.

Если исходить из того, что основная цель школы – это развитие личности ребенка, то все содержание образования должно выступать средством достижения данной цели. Так, если признаками развитой личности мы будем считать сформированность у учащихся качеств субъекта творческой деятельности, то для этого необходимо, чтобы школа решала следующие образовательные цели:

Выбору профессии и соответствующего образования. Недостаточны знания выпускников о рынке труда и востребованных профессиях, о тех способах образования, которыми их можно получить. Школьники не владеют знаниями, необходимыми для выстраивания реалистичных жизненных планов и т.д. У них нет целостной картины окружающего социального мира, знания о нем недостаточны и примитивны. Все это мешает их успешной адаптации в обществе после окончания школы.

У многих учащихся общеобразовательных школ не сформирована потребность в своем дальнейшем саморазвитии и получении образования после окончания школы, нет устойчивой мотивации на приложение усилий для получения качественного профессионального образования, слишком рано, уже в школьный период, наступает замедление процессов развития учащихся как личности. Это и есть те неудовлетворительные результаты, которые должна устранить профильная школа.

Так, очевидно, что существующая педагогическая система недостаточна для того, чтобы сформировать у выпускников способность делать осознанный выбор профиля образования. Учащиеся не получают знаний, необходимых для осуществления данного выбора, и не обучаются тому, как делать выбор. Общее непрофильное образование не согласуется с учебной мотивацией старшеклассников, которые связывают свои интересы в учебе с будущим профессиональным образованием и профессией. Это тоже недостаток существующей педагогической системы.

В процессе реализации профильного обучения в общеобразовательной школе будут созданы реальные предпосылки для реализации личностно-ориентированного учебного процесса. При этом построение индивидуальной образовательной траектории осуществляется на основе реальных запросов и возможностей учеников, которые сами определяют направления и углубление в конкретной предметной области.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Состояние исследований по использованию дидактических игр на уроках математики
Использование дидактических игр на уроках математики в начальных классах является одним из важнейших факторов, когда закладываются прочные знания, умения, навыки в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес. Мы ознакомились со статьями из журналов ...

Материалы и выразительные средства графики
Графика – в переводе с греческого означает «пишу», «рисую». Один из видов выразительного искусства, в котором изображение дается в виде рисунка, нанесенного на какую-либо плоскость в линейных формах. Главные выразительные средства графики – это линия, штрих, контур, пятно, точка, тон. Активно участ ...

Специфика образовательного сервиса на современном этапе
Образовательный сервис на современном этапе является одним из самых значительных и динамичных элементов социальной инфраструктуры. Родоначальником современной системы образования, которой мир пользуется уже четвертое столетие, по праву считается Ян Амос Коменский. Изменялись формы правления, сходил ...

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru