Материалы » Актуальные проблемы преподавания современной литературы в 9-11 классах » Программы по литературе для старших классов; стандарты изучения современной литературы

Программы по литературе для старших классов; стандарты изучения современной литературы

Страница 5

Писатель 1990-х годов, начисто утративший романтические идеалы, ожесточенный на Советскую власть, в романе рисует картины удручающе трагические. В главе «Переправа» представлен кромешный ад на земле. Роман производит впечатление болевого шока, пронзительной боли за народ, частицей которого ощущает себя и сам писатель. Если в произведении Астафьева акцентируется физиологический аспект в изображении войны, то в романе Георгия Владимова «Генерал и его армия» под аналитический взгляд автора попадают ее стратегия и психология. Через все повествование проходят, взаимодействуя между собой, мотивы народной войны и русского национального характера. «Г.Владимову лучше других в современной литературе удалось соединить верность традициям классического русского реализма с полнотой исторического знания об ушедшей эпохе». Писатель отчетливо ориентируется на толстовские традиции в изображении народной войны, придавая узнаваемо «толстовским» мотивам и ситуациям неожиданно актуальное звучание.

В одном из эпизодов романа немецкий генерал Гудериан, сидя в Ясной поляне за столом Льва Толстого, размышляет о загадке русского характера. Он не может понять поступка Наташи Ростовой, как не может найти разумное объяснение и происходящему в новой войне: он не учитывает, что русские люди, так пострадавшие от большевизма, защищают в этой войне не Сталина и сталинский режим, а родину и независимость. Ключевой является в романе авторская фраза о том, что после памятной речи Сталина 1941 года Гитлеру «противостояла уже не Совдепия с ее усилением и усилением классовой борьбы, противостояла Россия».

Образ этой России воплощен в фигуре генерала Кобрисова и его ординарца Шестерикова. Во время коллективизации они по прихотливой логике русской истории оказались врагами: Кобрисов, одержимый тогда идеей всеобщего насильственного счастья, раскулачивал; семья Шестерикова была раскулачена.

Война причудливо соединила этих двух русских людей, выявила их лучшие черты: ненаигранную храбрость, отсутствие рисовки, верность народной морали, близость к простым людям. Беспощадно показывая, что и во время войны сталинский тоталитаризм продолжал калечить человеческие души. Г.Владимов утверждает, что многочисленным светлооковым (Светлооков – обобщенный образ аморального особиста) удается нравственно развратить только слабых духом, а такие люди, как Кобрисов, Шестериков и другие эпизодические персонажи из народа, сохраняют высокую духовность, обеспечившую в конечном счете победу в тяжелейшей войне.

Автор рисует расхождение позиций генерала Кобрисова и маршала Жукова – в вопросе о цене победы, о тактической целесообразности потерь в живой силе и цене солдатской жизни, жалости и сострадания.

«Роман «Генерал и его армия» убедительно свидетельствует о том, что подлинные достижения современной литературы связаны с органичным усвоением и переосмыслением традиций русской классической литературы; писатель добивается успеха тогда, когда его стилистическое мастерство помогает донести до читателя богатство и сложность духовной жизни современников».

Оба романа (Астафьева и Владимова) сходятся в одной болевой точке современности – мучительном осмыслении вопроса нравственной ответственности командиров, цене победы.

Основные особенности модернистской прозы: критицизм и антитоталитарность, субъективизм в восприятии картины бытия, утраты цельности мира. Основные течения внутри литературы с модернистской доминантой: антиутопия и условно-метафорическая проза и «другая» проза. Для современных писателей-постмодернистов характерен сильнейший антиутопический пафос. А особенность современной антиутопии состоит в «узнавании» реальности, в сочетании гиперболизированных деталей реального с фантастическим сдвигом ее самой.

Социальная проблематика лежит в основе любой антиутопии. Условно-метафорическая проза была эстетической реакцией на цензуру середины 80-х годов. Метафора превращения человека в хищника означала обесчеловечение, духовную неполноценность личности. Один из приемов отражения реальности в условно-метафорической прозе является гротеск. Выделяется два вида гротеска: социальный (обращение к проблемам политического устройства, к негативным явлениям современного общества) и философский (заостряет до абсурда философскую идею). Не противоречит реалистической основе условность – средство авторской концепции жизни, не проявляется внимание к индивидуальной психологии героя. Виды условности: сказочный, мифологический и фантастический.

Яркими примерами романа-антиутопии, условно-метафорической прозы являются роман Т.Толстой «Кысь» и повести В.Маканина «Лаз».

Т.Толстая осуществила эстетический эксперимент соединения жанра антиутопии с русской фольклорной и литературной сказочной традицией, создала мир Кысь-Русь (цепочка звуковых ассоциаций Кысь-брысь-рысь-Русь). Писательница придумала для своей России фауну и флору, историю и географию, границы и соседей, нравы и обычаи населения, песни, пляски, игры и забавы, создала модель русской истории. Якобы был в истории некий взрыв, после которого наступили так называемые Последствия – мутации: у людей у кого хвостик растет, у кого гребешки, кто шерстью зарос, кто на четвереньках ходит; зайцы вьют гнезда на деревьях, куры по осени улетают в теплые края. Фантастический мир «Кыси» погружен в дремучую первобытность: народ живет в избах среди бескрайних полей, не только электричества, но и колеса не знает, ловит мышей (для еды и для натурального обмена), пьет и курит какую-то «ржавь». Роман пишется как новая сказка, новая мифология, но в сказочной манере повествования проявляется что-то дремуче-архаическое, в результате получается некая ретроантиутопия. Прежние – люди, застывшие в точке взрыва, они бессмертны, с катастрофы прошло 300 лет, но мир не развивается. Понятия морали перевернуты, находятся на дообщинной стадии. «Кысь» - антиутопия особого рода. Социальное равенство разрушено полностью. Жители называются Голубчиками, они несут государственную службу, ими управляют Мурзы, а над всеми наибольший Мурза Федор Кузьмич. Печатные книги запрещено читать. Это чревато болезнью, а с ней борются санитары с крюками. Власть в антиутопии всегда стоит на двух китах: обещание счастливого будущего и страхе. Голубчикам нужна «ржавь», так как общество деградировало. Страх поддерживается санитарами, они напоминают опричников Ивана Грозного, забирают и лечат, а люди после лечения не возвращаются.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другая информация:

Психологические особенности неуспевающих школьников
Для всех неуспевающих школьников характерна, прежде всего, слабая самоорганизация в процессе учения: отсутствие сформированных способов и приемов учебной работы, наличие устойчивого неправильного подхода к учению. Неуспевающие учащиеся не умеют учиться. Они не хотят или не могут осуществлять логиче ...

Образец плана урока с использованием проектной методики для обучения иноязычному общению в 9 классе средней школы
Topic: "Music of Our Town" T. What is music? Specialists explain it very well: " Music is art of combining sounds that have rhyth, harmony and melody."But music isn't a combination of pleasant sounds only. Can you explain what is music for you? P.1. I think music is beauty in so ...

Организационные решения по реализации необходимых требований и условий к процедуре контроля знаний и тестирования
Одним из важнейших вопросов построения распределенных образовательных систем является задача объективной оценки результатов обучения. Следует отметить, что данная проблема многогранна и единого мнения по ее решению нет. В частности, весьма распространено мнение, что тестируемый будет использовать л ...

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru