Материалы » Межпредметные связи в обучении » Дидактические основы межпредметных связей в предметном обучении

Дидактические основы межпредметных связей в предметном обучении

Страница 1

Исходные позиции в построении учебного предмета были выявлены в 40 – е годы. М.Н. Скаткин увидел роль межпредметных связей в обеспечении концентризма и системы знаний. Концентризм предполагает «более глубокое и всестороннее освещение фактов, опирающееся на знания, приобретаемые учащимися по данному и другим учебным предметам. Поэтому правильнее было бы сравнивать такое построение программ не с концентрическими кругами, лежащими в одной плоскости, а с движением вверх по спирали». Это спиралеобразное движение вверх по системе знаний в значительной степени обеспечивается многосторонними связями фактов, понятий, теорий, идей, изучаемых в разных учебных предметах. Понятие учебный предмет, с одной стороны, уже, чем основы науки, так как включает лишь основы, отвечающие целям общего образования, а с другой стороны, шире, так как содержит и сугубо педагогические средства их усвоения. Межпредметные связи позволяют строить познавательную деятельность учащихся на основе общенаучных идей и методов. Они формируют общие способности учиться и раскрывают общие принципы построения науки (Е.Н. Кабанова – Меллер). Современная дидактика исходит из принципа целостного отражения науки в содержании обучения: как системы знаний, как деятельности, в единстве теории и метода, и как системы её отношений с другими формами общественного сознания и практики. Наука – это и результат познания, и деятельность по приобретению новых знаний. Учебный предмет – это единство знаний, методов и отношений, формирующихся у учащихся в процессе изучения определенной науки, отрасли человеческой деятельности. Рассмотрение учебного предмета на абстрактном уровне в виде обобщенной модели знаний, как бы «вынутым», изолированным от деятельности и процесса обучения, позволяет вычленить в нем состав знаний: об объекте, способах деятельности, о ценностях. Основанием данных видов знаний служат следующие функции информации (её виды) в процессе восприятия человеком (Г.С. Сухобская, Ю.А. Шерковин, В.Я. Ядов и др.):

1) эпистемическая, раскрывающая сущность объекта, научные знания о нем с целью показать субъекту, что

есть данный объект;

2) инструментальная, показывающая, как

установлены знания об объекте, способы познания;

3) мотивационно – оценочная, раскрывающая ценностную сущность знаний об объекте с позиций идеологии общества, мировоззрения ученого, потребностей человека, в результате чего субъект узнает, зачем

необходимо изучать данный объект.

Каждый элемент информационной структуры учебного предмета, как показывают исследования проблемы, может служить объективной основой межпредметных связей в содержании обучения. В свою очередь, отражая межнаучные идеи, они и являются источником построения содержательной структуры учебного материала, внося в него «межнаучные компоненты» (Б.Г. Ананьев). Итак, межпредметные связи – это особенно значимый в современных условиях научной интеграции фактор формирования содержания и структуры учебного предмета, а сама структура учебного предмета служит одним из объективных источников многообразия их видов и функций. В традиционном делении наук на гуманитарные, естественные, технические отражены объектно – предметные отношения между ними. Такое разделение закреплено в циклах учебных предметов, которые сгруппированы по общности объектов изучения – общество, природа, труд. При этом возникают внутрицикловые и межцикловые связи, систематизирующие знания и умения учащихся вокруг общих объектов познания. Последовательно проводимое совершенствование школьных программ направлено на создание системы взаимно согласованных и взаимодополняющих друг друга учебных предметов. Каждый школьный предмет имеет внутреннюю логику построения, свою структуру, нарушение которой в угоду лишь межпредметным связям может привести к ломке внутрипредметной взаимосвязи понятий, системы предметных знаний, без которой не может быть прочного усвоения и идей смежных предметов. Учебный предмет неотделим от учебной деятельности. Сущность учебной деятельности многие исследователи видят в усвоении учащимися объективных продуктов социального опыта (В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, А.К. Маркова и др.). Существенными продуктами этого опыта являются общенаучные концепции и понятия, которые подлежат усвоению современными школьниками с помощью межпредметных связей. Познавательная деятельность ориентирована на «открытие» новых (объективно или субъективно) знаний и способов. Результат учебной деятельности состоит в изменении самого действующего субъекта, ученика. Результат познавательной деятельности связан с изменением идеальных образов предметов познания. В обучении оба результата неразделимы, так как изменение идеальных образов совершается в сознании ученика, перестраивая его знания, отношения, способы деятельности. Поэтому учебная деятельность в обучении развивается в учебно-познавательную, в деятельность синтетического характера, объединяющую в себе учебные и познавательные целевые установки. Познавательная деятельность нацелена на преобразование образов (понятий, теорий, законов) объектов реального мира, ранее сложившихся в сознании ученика, что достигается в процессе усвоения новых знаний и способов их получения. Оперирование знаниями при этом совершается во внутреннем плане, и познавательная деятельность ученика носит теоретический характер. Межпредметные связи по линии познавательной деятельности заключении в решении на уроках по разным учебным предметам однотипных познавательных задач (см. табл.), нацеленных на усвоение аналогичных по своей структуре знаний (теорий, законов, понятий и др.). Приобретаемые учащимися познавательные умения под влиянием межпредметных связей становятся обобщенными, общепредметными и межпредметными. Практическая деятельность учащихся – это изучение и преобразование реальных объектов путем применения научных знаний с целью получения новых фактов, эмпирических выводов или овеществленных продуктов деятельности. Практическая деятельность учащихся реализуется в конкретных формах: трудовая, физическая, конструктивно – техническая, расчетно-измерительная, вычислительная, экспериментальная, изобразительная, речевая. Осуществляя практическую деятельность учащиеся усваивают правила действий. Алгоритмы операций и соответствующие умения и навыки. Ценностно-ориентационная – это оценочная деятельность учащихся. Она совершается в процессе усвоения ценностных аспектов знаний, мировоззренческих идей, связей между наукой и идеологией, которые служат ориентирами в учебной деятельности учащихся при обучении всем учебным предметам. Учебная деятельность также имеет специфические приемы учебной работы, формирует умения самостоятельной работы с книгой, необходимые для самообразования, а также создает источники межпредметных связей по линии общеучебных умений – организационно – познавательных, библиографических и других (Н.А. Лошкарева). Рассматривая учебную деятельность как систему деятельностей, нельзя забывать о диалектике отношений «деятельность» – «действие». В процессе учебной деятельности учащиеся могут совершать познавательные, практические, ценностно – ориентационные действия, которые отвечают частным целям усвоения системы предметных знаний. «Смещение мотива на цель» А.Н. Леонтьев рассматривал как основной механизм возникновения нового вида деятельности субъекта. Возникновение у учащихся соответствующих мотивов, потребностей обуславливает их включение в познавательную, практическую, «ценностно-ориентационную» деятельность, когда познание нового, способы действий, ценностные аспекты знаний становятся специальными объектами учения и самостоятельными предметами деятельности. Реализация межпредметных связей ставит задачу изучения деятельности учащихся по усвоению этих связей. Возникает новый компонент учебной деятельности – «межпредметный». Внутри циклов учебных предметов рождаются «цикловые» умения, в которых наиболее тесно переплетаются общие научные знания, понятия, методы их добывания и средства выражения (язык науки – термины, символы; способы выражения абстракций – модели, идеализации). Морфологическое разделение умений в соответствии с содержанием знаний и соответствующими их видами деятельности (познавательные, практические, оценочные, учебные) пересекаются с их функциональным разделением на репродуктивные, поисковые, творческие и межпредметные (А.В. Усова), которые отражают разный уровень сформированности умений учащихся в процессе учебно – познавательной деятельности. Исследования в области формирования умений учащихся на основе межпредметных связей (Т.К. Александрова) обнаружили взаимодействие общих, особенных и единичных компонентов действий в умении разного уровня обобщенности. Межпредметность умений (и знаний) – это их функциональное качество, приобретаемое в процессе переноса и обобщения способов действий из разных учебных предметов. Межпредметность как качество знаний и умений отражает их генезис, происхождение в процессе научной интеграции, порождение новых знаний и методов на стыке разных наук. Межпредметные умения – это способность ученика устанавливать и усваивать связи в процессе переноса и обобщения знаний и умений из смежных предметов.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru