Материалы » Актуальные проблемы преподавания современной литературы в 9-11 классах » Программы по литературе для старших классов; стандарты изучения современной литературы

Программы по литературе для старших классов; стандарты изучения современной литературы

Страница 7

«Новая литература пришла со своей правдой о мире и человеке, и эта правда ранила, даже оскорбляла человеческое достоинство. Предмет изображения в «другой прозе» – тошнотворность жизни и потемки человеческого сознания, душевное «подполье». Героями их произведений становятся люди толпы, люди социальной обочины, маргиналы и аутсайдеры: у Венедикта Ерофеева – это философствующий алкоголик, у Л.Петрушевской – люмпен-интеллигенты, у Виктора Ерофеева – проститутки, идиоты, маньяки, у Сергея Каледина и Леонида Габышева – бомжи могильщики, заключенные. Предлагая читателю необработанный сколок действительности, авторы новой прозы не морализируют, не проповедуют нравственное возрождение, а выступают всего лишь невидимыми посредниками между жизнью и читателем. Такая проза сознательно отрекается от украшенности, от судейства, здесь особую роль приобретает слово героя.

Отступления от литературной нормы, необработанность, даже грубость манеры повествования входит в авторский замысел».

В рассказе Л.Петрушевской «Свой круг» главной героиней является женщина-мать. О материнстве она говорит во многих рассказах. Так в рассказе «Время ночь» она пишет, т.е. ее героиня записывает в дневник: «Женщина слаба и нерешительна, когда дело касается ее лично, но она зверь, когда идет речь о детях». «Иногда это даже подвиг, граничащий с самопожертвованием, как, например, в повести «Свой круг». Люди так сосредоточиваются на себе, что не видят и не слышат своего ближнего, и чтобы пробудить их от этой глухоты, мать избивает в кровь ни в чем не повинного собственного сына, дабы они, в том числе отец мальчика, возмутились и не дали сгинуть ребенку в детском доме, так как сама она знает, что скоро умрет».

Трудно понять читателю этот абсурд жизни, когда женщина-мать совершает такое обдуманно и осознанно, преследуя спасительную для своего ребенка цель, так как дни для нее, больной неизлечимой болезнью, сочтены. В этой повести Петрушевская диагностирует своего рода социальную болезнь: стремление уйти от себя, от своего выбора в мораль «круговую», боязнь оказаться наедине с самим собой. Каждый в угоду каким-то неписаным правилам играет не свойственную ему роль. Герои повести, в основном отцы и матери, собираются тесной компанией по пятницам у героини-рассказчицы за застольем, включают на всю громкость магнитофон, мешая спать всей улице, и таким образом веселятся. Среди них и отец ее сына (он не живет с ними). На своего сына отец не обращает внимания (сцена, когда спросил об отсутствии сына в час ночи и не пошел искать, полное безразличие). Вот и решилась героиня на этот нелепый поступок, с целью разорвать этот круг. Озабоченные поддержанием репутации своего круга, эти люди во имя, так сказать, «корпоративных» интересов способны по-настоящему сплотиться, что, как она надеется, и спасет ее сына-сироту.

Анализируя феномен «другой прозы», можно выделить еще одно направление – ироническое в поэме Венедикта Ерофеева «Москва – Петушки».

Философствующий герой-алкоголик носит имя автора поэмы, совпадают даже некоторые детали биографии, но это лишь литературная игра. «Москва в поэме Ерофеева выступает в качестве многозначного символа тотального подавления личности, замкнутого, бесчеловечного пространства, откуда стремится вырваться Венечка. Петушки же напротив, представляются неким Эдемом, воплощением земного рая, но герою не дано достичь своего рая. Так воплощается тема трагизма человеческого существования».

Главный герой Веничка постоянно испытывает чувство одиночества. В поэме нет действия. Веничка с того света исповедуется о последнем дне жизни. На протяжении всей поэмы автор предлагает нам длинные монологи героя, находящегося на последней стадии деградации. «Истоки духовного кризиса кроются в самой личности, в выборе, который делает герой. Если человек стал служить не Богу, а Дьяволу, страстям, стал жить не по совести, то он неминуемо придет к духовному кризису. Истинная причина гибели Венички – в его неспособности найти для себя опору в этом мире, цель в жизни, свое место среди достойных людей. Его время заполнено попытками удовлетворить свои страсти. Но удовлетворить страсти невозможно. Поэтому единственное, что для него осталось, - напиться и забыть о существовании своей души. Когда пьяному Веничке кажется, что он приехал на станцию Петушки и обрел свободу, четверо в тяжелых сапогах убивают его. Будущего времени в поэме нет. Со смертью Венички как бы заканчивается история, останавливается время». Веничка – антигерой своего времени.

Ироническое направление в «другой прозе» продолжает Вячеслав Пьецух. Его сюжеты сознательно проецируются на различные литературные модели: «Палата №7», «Крыжовник» и др. Повесть «Новая московская философия», начинается с откровенного обнажения приема – нарочитого введения больших фрагментов из текста романа Достоевского «Преступление и наказание». Цитаты из романа, перемешиваясь с детективной интригой – расследованием по факту исчезновения одной из обитательниц коммунальной квартиры – сообщают повествованию усиливающуюся психологическую напряженность.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Другая информация:

Цель обучения лексике
Уточнение состава лексических единиц и задач обучения лексике позволяет сформулировать главную практическую цель словарной работы в школе: рецептивное и репродуктивное овладение учащимися словами, устойчивыми словосочетаниями и клишированными оборотами в ходе формирования их реального и расширения ...

Современные классификации методов обучения
Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод – это сердцевина учебного процесса. Ведь именно метод определяет, каким путём учитель будет преподносить знания. Метод обучения (от греч. Methodos) –буквально ...

Использование наглядных пособий на уроках математики в начальной школе
Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами. Испо ...

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru