Материалы » Актуальные проблемы преподавания современной литературы в 9-11 классах » Программы по литературе для старших классов; стандарты изучения современной литературы

Программы по литературе для старших классов; стандарты изучения современной литературы

Страница 1

Современный учитель литературы поставлен сегодня перед необходимостью выбора учебников и программ по литературе. Это первая проблема в преподавании литературы вообще, и в частности, современной. Нужно выбирать не учебник, а программу, к которой существует полный или неполный перечень книг, входящий в УМК (учебно-методический комплекс). Программы по литературе можно условно разделить на две большие группы. Одна, в которых для каждого класса сохранен прежний, хронологический, историко-литературный принцип организации учебного материала при определенном изменении содержания литературного образования. И другая, в основу которых положены иные принципы, например, жанровый или проблемно-тематический.

Главная задача программы по литературе для учащихся старшей ступени – обеспечить вариативность и дифференциацию литературного образования, чего невозможно достичь при наличии единой программы для выпускных классов. «Современная старшая школа имеет классы разного уровня: общеобразовательные, профильные (негуманитарные), углубленного изучения предмета (гуманитарные и филологические).

Очевидно, что механическое сокращение учебного материала программы для углубленного изучения не позволяет учителю на практике продуктивно заниматься литературным образованием учащихся профильных негуманитарных и общеобразовательных классов. На выбор учителю предлагаются две программы, первая ориентирована на освоение образовательного стандарта (базовый уровень) и может использоваться в общеобразовательных и профильных негуманитарных классах; вторая программа предполагает углубленное изучение литературы (профильный гуманитарный и филологический уровень). Отличие программ существенно. В основе программы базового уровня лежит проблемно-тематический принцип».

Произведения для чтения и изучения объединяются в блоки с позиции их значимости для решения той или иной общечеловеческой, эстетической, нравственной проблемы, для раскрытия определенной «вечной» литературной темы. Программа нетрадиционна по построению и содержанию. Кроме произведений из «Обязательного минимума…», что обеспечивает подготовку старшеклассников к итоговой аттестации, она включает дополнительные тексты русских и зарубежных писателей. Программа вариативна: к каждой теме предлагается краткий список книг, текст для чтения и изучения из числа не входящих в «Обязательный минимум…» учащийся определяет самостоятельно.

«Такой подход позволяет сохранить интерес к литературе у учащихся, не выбравших для себя гуманитарную линию образования, обеспечивает освоение художественного произведения как своеобразного учебника жизни, источника духовной памяти человечества.

Все это требует от педагога новых подходов к уроку литературы в старшей школе. Программа рассчитана на 2 часа в неделю».

Программа для углубленного изучения литературы (профильный уровень) Представляет собой хронологический систематический курс на историко-литературной основе, который дает возможность учащимся продолжить образование в гуманитарной области. В центре внимания учащихся оказывается не только конкретный художественный текст, но и художественный мир писателя, литературный процесс. Акцент в программе делается на изучение художественного текста с использованием знаний по истории и теории литературы, с опорой на литературную критику. В программе профильного уровня значительно расширен круг писателей, что позволит учащимся делать обобщения на литературном материале, сопоставлять художественные произведения разных эпох. При реализации программы углубленного изучения литературы учитель самостоятельно определяет глубину и путь анализа конкретного произведения, учитывая как место произведения в литературном процессе и творчестве писателя, так и возможности, потребности учащихся.

Программа рассчитана на 3-5 учебных часов в неделю и предполагает поддержку различными элективными курсами (по предложению школы и выбору учащихся).В каждой программе представлен государственный стандарт, рекомендованный министерством образования РФ. Ему принадлежит список авторов произведений, обязательных к изучению и список, рекомендованный для выбора учащимися. С появлением новых и возвращением забытых имен стандарт меняется. Например, в обязательное изучение внесен писатель В.Шаламов «Колымские рассказы», лирика И.А.Бродского, а в список для самостоятельного выбора учащихся внесены такие имена как Е.Носов, В.С.Гроссман, В.Ф.Тендряков.

Учителям предоставлена некоторая свобода – они решают, как именно должны изучаться предложенные тексты, они могут расширить список по своему усмотрению. В стандарт включены авторы второй половины XX века, получившие общественное признание современников, например Ф.А.Абрамов, В.П.Астафьев, В.М.Шукшин, А.И.Солженицын, В.В.Быков, К.Д.Воробьев, Ю.В.Трофимов, Е.А.Евтушенко, А.В.Вампилов, А.А.Вознесенский, Н.М.Рубцов, Б.И.Окуджава, В.С.Высоцкий, В.С.Гроссман, Е.Носов, В.Ф.Тендряков и другие (на изучение не менее 3 авторов по выбору). Программы, основываясь на этом стандарте, предлагают на выбор изучение этих авторов и их произведения, но составители программ имеют право включать краткий список кнгиг, не входящих в стандарт. Учащиеся выбирают сами, чтобы интерес к литературе сохранился в общеобразовательных и непрофильных школах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Психологические особенности неуспевающих школьников
Для всех неуспевающих школьников характерна, прежде всего, слабая самоорганизация в процессе учения: отсутствие сформированных способов и приемов учебной работы, наличие устойчивого неправильного подхода к учению. Неуспевающие учащиеся не умеют учиться. Они не хотят или не могут осуществлять логиче ...

Сущность, функции и принципы профессионального обучения
Профессиональное обучение — это управляемый педагогический процесс познания определенной профессионально-трудовой области, организованный способ получения систематического профессионального образования. Процесс профессионального обучения включает в себя два взаимосвязанных компонента: профессиональ ...

Методы обучения технологии
Под методами обучения технологии понимаются способы совместной деятельности учителя и учащихся, при помощи которых достигается усвоение каждым учащимся технологических знаний, умений, навыков, осуществляется разностороннее развитие и воспитание его личности. В определении понятия метода обучения те ...

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru