Материалы » Актуальные проблемы преподавания современной литературы в 9-11 классах » Программы по литературе для старших классов; стандарты изучения современной литературы

Программы по литературе для старших классов; стандарты изучения современной литературы

Страница 2

Так, в программе Т.Ф.Курдюмовой, которой пользуется большинство учителей, рекомендованы для изучения и самостоятельного выбора 84 современных авторов. Программа В.Я.Коровиной по представлению современных писателей не отличается от Т.Ф.Курдюмовой. В этих программах представлены авторы стандарта, литература русского зарубежья последних лет: В.Максимов, Г.Владимов, В.Аксенов, С.Довлатов, В.Войнович, Саша Соколов; мемуарная и художественная литература о тяжелых годах репрессий: О.Волков, Е.Гинзбург и другие. «Литература последних тридцати лет рассматривается как необязательная для изучения, так как она еще не вполне является фактом научной истории литературы». Но по усмотрению учителя она может стать предметом историко-критического изучения. Некоторая литература этих лет представлена в программе под редакцией А.Г.Кутузова, в которой предлагается углубленное изучение художественного мира писателя. Например, изучение В.В.Набокова «Приглашение на казнь», а его роман «Защита Лужина» в списках самостоятельного чтения. Там же В.П.Астафьев «Прокляты и убиты», А.А.Ким «Отец-лес», Л.Е.Улицкая «Медея и ее дети», Л.С.Петрушевская «Время – ночь», В.Славкин «Взрослая дочь молодого человека» и другие.

В программе под редакцией М.Б.Ладыгина представлена следующая литература: в 9 классе для самостоятельного чтения роман Набокова «Приглашение на казнь», в 10-11 классах – русское зарубежье Вл.Максимов, Э.Лимонов, Г.Владимиров, А.Г.Битов «Грузинский альбом», Ю.В.Давыдов «Глухая пора листопада», А.Ким «Отец-лес», Е.Носов «Красное вино победы», Солженицын «В круге первом».

В программе под редакцией А.И.Княжицкого старшая школа ориентирована на союз школы и филологии, большое значение придается изучению поэтических текстов. При изучении даются разделы и темы, развернутые рекомендации, содержания. На каждую тему распределение часов, например, на литературу эмиграции 12 часов. Творчество Набокова представлено романом «Соглядатай», а творчество И.Бродского темой любви («Горение»), темой поэта и поэзии («Осенний крик ястреба»), тема империи («Письма римскому другу»). Эта программа для работы с углубленным изучением литературы гимназий и лицеев гуманитарного профиля. Изучение текстов в полном объеме, а принцип изучения проблемно-тематический.

Проблемой для преподавателей литературы является то, что на изучение современной литературы по выбору рекомендовано не более 3 авторов. А иногда времени не хватает даже и на них. В лучшем случае их имена звучат в обзорных лекциях.

При выборе нужно учитывать, какая программа соответствует цели преподавания литературы в современной школе. «Гуманизация образования выдвинула на первый план понятие «личности» ученика. На развитие творческих способностей учащихся нацелена программа по углубленному изучению литературы в гимназиях и лицеях под редакцией М.Б.Ладыгина: «Литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников». Основную цель литературного образования петербургские ученые, руководимые профессором В.Г.Маранцманом, также связывают с влиянием на ценностные ориентиры личности, и программа, разработанная коллективом под руководством А.И.Княжицкого, обращена к ученику, «к совершенствованию его личности, его нравственных качеств». «В программе А.Г.Кутузова главная цель – «формирование эмоциональной культуры личности и социально-значимого ценностного отношения к миру и искусству». Программа по литературе, разработанная под редакцией Г.И.Беленького и Ю.И.Лыссого, обеспечивает «формирование читательской культуры учащихся, непосредственно и опосредованно воздействующей на их личные качества…» В основе концепции современного литературного образования завтрашнего дня лежит идея гуманизации, обеспечивающая в процессе становления личности выбор жизненного пути и способствующая поиску человека смысла жизни в познании самого себя и окружающего мира. Программа курса литературы для старших классов школы, под редакцией профессора В.Г.Маранцмана, предполагает историческое рассмотрение эпох развития искусства слова.

В.Г.Маранцман предлагает программу в двух вариантах: первый рассчитан на два года (10-11кл.), а второй на три года (10-12кл.) – предлагаемый вариант программы историко-литературного курса в старших классах исходит из необходимости последовательного рассмотрения развития литературы в ее социально-исторической обусловленности. Каждый из старших классов акцентирует своеобразный аспект историко-литературного процесса». В 2004 году вышла во втором издании в издательстве «Дрофа» программа под редакцией А.Г.Кутузова для общеобразовательных школ на три года в старших классах, т.е. 10-12, и для учебных заведений гуманитарного профиля 2 года (10-11кл.). Свои цели и задачи предлагает литературная программа под редакцией А.Г.Кутузова. «В ее основе – концепция литературного образования на основе творческой деятельности. Задачи литературного образования, по мнению А.Г.Кутузова, «связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы». Главный принцип этой программы в основной школе – жанровый. Для учащихся каждого класса определена ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие, которое способствует формированию читательских умений учеников. Этому способствует и предложенная в программе система коммуникативно-творческих работ. Для этого в учебниках разработаны такие учебные разделы, как «Творческая мастерская», «Творческий практикум», «Творческое задание», «Самостоятельный анализ выбранного произведения», ежегодная «Итоговая читательская конференция» и так далее. Авторский коллектив программы предполагает, что в 5 – 9-м классах она может быть использована как в массовой школе, так и в классах гуманитарного профиля, а в 10 – 11-м классах она в большей степени ориентирована на школьников-гуманитариев.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другая информация:

Технология применения логических опорных конспектов
В основе технологии лежит идея опоры на зрительный образ, которая широко распространена в практике работы учителей географии. На уроках географии применяются опоры словесные (яркие образные рассказы, описания, в том числе отрывки из художественных произведений), графические (схемы, рисунки, таблицы ...

Методика проведения подвижных игр
Первым условием успешного использования подвижных игр в воспитании детей является знание программных задач, определенных для конкретной возрастной группы, с которой работает воспитатель. Усвоив общие задачи воспитания, необходимо применять их с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Дл ...

Самостоятельная работа, её сущность, содержание
Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно попол ...

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru