Материалы » Практическое исследование социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к девиантному поведению в УДО » Дополнительное образование детей в России: история и современность

Дополнительное образование детей в России: история и современность

Страница 4

Реформирование системы внешкольного воспитания в систему дополнительного образования требует сегодня от учреждений дополнительного образования детей (УДО) переосмысления своей деятельности. Формально практика внешкольного воспитания уже не отвечает новым нормативным требованиям. Важно, чтобы в ходе реформирования внешкольного образования не утрачивался уникальный опыт организации различных видов творческой активности детей и подростков, опыт социального воспитания, эффективные формы ж оригинальное содержание кружковой, организационно-массовой и методической работы, которые обеспечивают социализацию детей, В то же время для построения современной специфики дополнительного образования предстоит найти общие социокультурные основания социального становления детей и дополнительного образования, пути и средства интеграции их содержания в рамках единых образовательных программ.

Многие бывшие внешкольные учреждения поняли задачу реформирования не как отказ от старого, а как продолжение достигнутого. По отношению к общей системе образования дополнительное образование является подсистемой, но «оно может рассматриваться как самостоятельная образовательная система, так как она обладает качествами системы: целостностью и единством составляющих ее элементов, которые имеют определенную связь друг с другом».

Согласно «Стратегии развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей», они вместе с общеобразовательными школами должны составить в «регионе разноуровневую и целостную систему, индивидуализирующую образовательный путь ребенка в рамках единого социокультурного и образовательного пространства страны». Типовое Положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей определяет его предназначение в развитии мотивации личности к познанию и творчеству. Дополнительное образование должно давать ребенку не только и не столько знание о явлениях мира, сколько знание, смысл той или иной реальности.

Согласно Типовому положению деятельность учреждения должна строиться в соответствии со следующими задачами: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей, адаптация их к жизни в обществе, формирование общей культуры, организация содержательного досуга.

В современной России существуют следующие виды учреждений дополнительного образования детей: дворцы, дома и центры детского творчества; подростковые клубы и клубы юных моряков, авиаторов, автомобилистов и т.д.; станции юных туристов, натуралистов, техников; студии по различным видам искусства; школы по различным областям науки, искусства, спорта; парки, музеи, детские спортивно-оздоровительные лагеря.

Особенности деятельности современных УДО можно классифицировать на содержательные и организационные.

К основным особенностям организации деятельности учреждений дополнительного образования детей можно отнести следующие:

1. Необходимым условием существования УДО является свобода выбора ребенком вида деятельности, педагога, обучающей программы, наличие возможности менять их. С этой точки зрения система дополнительного образования обладает более благоприятными возможностями по сравнению со школой. Несмотря на предметную ориентацию многих образовательных объединений, ребенок может выбирать. Ему могут быть интересны другие роли, отношения, в которых он способен достичь успеха и которые, возможно, повлияют на его дальнейший жизненный выбор.

2. Главным организующим началом является не урок, а творчество в различных его проявлениях. Поэтому учебные занятия характеризуются многообразием форм. Здесь наряду с теоретическими занятиями большое место занимают коллективная или индивидуальная творческая деятельность, самостоятельная работа, экскурсии, экспедиции, соревнования, выставки и другие формы. Результатом деятельности ребенка не могут быть только знания, умения и навыки, но чаще всего воплощение этих знаний в реальный продукт деятельности − техническую модель, декоративно-прикладное изделие, сыгранную роль и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Особенности развития пространственного мышления в младшем школьном возрасте
Пространственные понятие и пространственное воображение ребенка являются предпосылками для формирования его пространственного мышления и обеспечиваются различными психическими процессами, такими как восприятие (первоосновой которого являются ощущения), внимание, память, воображение при обязательном ...

Классификация. Виды межпредметных связей
Существуют различные классификации межпредметных связей. Первая классификация основывалась на временном критерии: предварительные, сопутствующие и последующие (перспективные) связи (Ю. Вайткявичус, Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская и др.). Практическое осуществление таких связей способствует системати ...

Использование наглядных пособий на уроках математики в начальной школе
Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами. Испо ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru