В качестве изучения уровня развития речи у детей в раннем возрасте был проведен метод наблюдения. В качестве испытуемого был взят ребенок на разных возрастных этапах. Я наблюдала за ребенком, начиная от полутора лет в течении полу года, фиксировала ее речь и в дальнейшем на основе этих результатов сделала выводы и рекомендации для родителей.
Я наблюдала за девочкой, с момента, когда ей было 1,5 года, до 2 лет. Этот период наиболее бурного развития речи, происходит переход от автономной речи к связной.
К полутора годам у девочки Жени маленький словарный запас, она повторяет многие несложные слова, хотя и сильно искаженно, но сама их употребляет редко. В ее собственном словарном запасе, которым она пользуется в полтора года, находится около 30 слов.
В этот период в ее жизни происходит серьезное изменение: она пошла в детский сад. Ребенок быстро освоился в новой обстановке. Мне стало интересно понаблюдать за тем, есть ли значительные отличия в ее поведении и речи в детском саду и дома.
Один день я сходила в детский сад и пронаблюдала за ней. Среди детей она вела себя очень активно, играла, постоянно что-то говорила. Я заметила, что больше всего ей нравилось играть с такими же самыми маленькими детьми, которые плохо разговаривают. Было интересно наблюдать за тем, как они играют. Сначала дети с боязнью и недоверием относились друг к другу, поэтому игра происходила молча, затем, постепенно начали что-то говорить. А когда совсем разыгрались, то уже вместе смеялись, громко говорили не совсем непонятные слова. Тут воспитательница сказала, что сейчас все будут кушать. Тогда Женя взяла другую девочку за руку и сказала: «Мыть!», она знает, что перед едой нужно мыть руки. Взявшись за реки, девочки пошли к умывальнику.
С того момента, когда Женя пошла в детский сад и стала больше времени проводить с детьми она стала более общительная, постоянно что-то говорила, ее слова становились все разборчивее. Она стала более внимательная и к 1 году 9 месяцам она охотно рисовала, смотрела книжки и называла всех животных, которые там нарисованы. Ее словарный запас уже состоял из около 60 слов. Девочка начала использовать словосочетания: «Мама, дай!», «Иди спать!», «Киса ням-ням». Но Женя, все еще, основные свои мысли и чувства выражает через автономную речь. В детский сад ходит с удовольствием, а когда приходит домой, и ее спрашивают: «Что ты сегодня делала в садике?», то тут же ее переполняют эмоции, и она начинает по-своему все рассказывать. Ребенок очень любит играть в разные считалочки и пальчиковые игры, например: «Сорока белобока», «Гуси, гуси» и др. Всегда охотно рисует и играет с пластилином.
С 1 года 10 месяцев до 2-х лет наблюдается наиболее интенсивное развитие речи. Буквально каждый день Женин словарный запас пополняется несколькими словами. К 2-м годам практически исчезли автономные слова, ребенок жизнерадостный, часто смеется, любит играть с маленькими детьми, активно старается подражать взрослым. Девочка начинает использовать слова в правильной грамматической форме, начинает строить предложения из 2-х – 3-х слов. Ее словарный запас составляет уже около 200 слов. Женя очень любит, когда ей читают книжки.
Итак, мы пронаблюдали в течение полу года за развитием речи ребенка. Мы увидели, что если в полтора года у ребенка наблюдалось небольшое отставание в развитии речи, то к 2-м годам она догнала своих сверстников. Безусловно, очень сильно повлиял тот факт, что девочка пошла в детский сад, так как дома детям обычно не хватает общения со сверстниками. Общения с родителями бывает недостаточно. Маленькие дети часто учат друг друга разговаривать, и это наиболее эффективно, чем когда их учат взрослые.
Заниматься с ребёнком – дело серьёзное. Недаром все родители говорят: «Вот он (она) с вами хорошо занимается, а дома ничего делать не хочет, со мной заниматься отказывается». Всё правильно. Одно дело – заниматься с посторонним человеком, другое – со своей мамой или бабулей. Перед родителями не стоит задача проводить с ребёнком уроки. Родители должны вести себя с малышом так, чтобы ему было удобнее узнавать всё новые и новые интересные вещи о том, что его окружает, о мире, в котором он живёт, обо всём на свете. Родители, прежде всего, обеспечивают ребёнку возможность познавать. И, естественно, постараются, чтобы то, что ребёнок увидел, он запомнил, отложил в памяти. Родители должны организовать такую среду, в которой ребёнок будет хотеть знакомиться с различными предметами и явлениями.
Другая информация:
Способы организации детей на сюжетных физкультурных занятиях
Эффективность обучения физическим упражнениям обеспечивается с помощью различных способов организации детей. Эти способы при выполнении движений оказывают влияние на количество повторений за отведенное время, обеспечивают управление педагогом процессом усвоения материала, создают условия для осозна ...
Музыка как средство всестороннего развития детей
Традиционно музыка рассматривается как фактор эмоционального, творческого, эстетического и нравственного развития детей. Менее изучен аспект, связанный с воспитанием их умственной активности. Теоретические предпосылки данной проблемы прослеживаются в трудах философов Аристотеля, Демокрита, Пифагора ...
Целостный подход
В контексте приобщения человека к социокультурному наследию целостный подход предполагает формирование целостной личности как сложной био-психо-социокультурной системы, которая конструируется в процессе ее целенаправленного образования, с одной стороны, и стихийного саморазвития, с другой. Действит ...