Материалы » Практическое исследование социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к девиантному поведению в УДО » Дополнительное образование детей в России: история и современность

Дополнительное образование детей в России: история и современность

Страница 5

3. Разнообразны формы организации детских образовательных объединений. Это не класс, а разновозрастные образовательные объединения разного численного состава. Наиболее традиционной формой детского образовательного объединения является кружок, где дети получают в основном знания, умения и навыки по одному какому-либо предмету. Традиционной формой можно также считать клубные объединения детей по интересам. В последние годы стали появляться комплексные формы детских образовательных объединений, такие как студии, мастерские, лаборатории, школы и другие, которые позволяют выявлять раннюю творческую одаренность, развивать разнообразные способности детей, обеспечивают углубленное изучение одного или нескольких предметов, высокое качество творческого продукта детей.

4. В УДО в большей степени, чем в других типах образовательных учреждений, реализуется личностно-ориентированный подход. В основе построения образовательного процесса лежит уровень развития ребенка, его личные интересы и достижения. Численный состав объединений определяется в соответствии с психолого-педагогической целесообразностью вида деятельности; расписание занятий составляется с учетом интересов и возможностей детей; продолжительность занятий устанавливается исходя из образовательных задач, психофизической целесообразности, санитарно-гигиенических норм. Кроме того, есть возможность индивидуальной работы с детьми.

5. Годами сложился особый стиль отношений между педагогами дополнительного образования и воспитанниками, основанной на уважении личности ребенка, заботе о его жизни и здоровье, демократии, свободе. Это не просто декларированные позиции, а реальное построение отношений, в основе которого лежит свобода ребенка в выборе педагога, с одной стороны, и стремление педагога быть значимым для ребенка, с другой.

6. УДО традиционно широко взаимодействуют с организациями и учреждениями других предметных и творческих сфер. Это учреждения культуры и спорта, научные учреждения и организации, сфера профессионально-технического образования, промышленные предприятия, другие образовательные учреждения. Непрерывность образовательных связей с разными учреждениями создает возможности для полноценного развития ребенка, своевременного его самоопределения, повышения его конкурентоспособности в жизни, создания условий для формирования каждым собственных представлений о самом себе и окружающем мире.

Полное представление о возможностях дополнительного образования невозможно без анализа особенностей его содержания, к которым можно отнести следующие:

1. Дополнительное образование не регламентируется никакими стандартами. Его содержание определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов. Дополнительное образование предоставляет ребенку широкое разнообразие деятельности в различных областях: художественной, технической, спортивной, экологической и многих других. Можно говорить о многообразии содержательных аспектов деятельности: теоретическом, прикладном, изобретательском, исследовательском, опытническом и других. В основе деятельности лежат дополнительные, образовательные программы различного уровня и направленности. Фактически каждая дополнительная образовательная программа устанавливает свой стандарт ее освоения. Достоинством дополнительных образовательных программ можно считать то, что они создают возможность для дифференцированного и вариативного образования, разработки индивидуальных образовательных маршрутов, позволяющих ребенку самостоятельно выбирать путь освоения того вида деятельности, который в данный момент наиболее для него интересен.

2. Дополнительное образование реализуется через многообразие функций деятельности. Можно выделить две группы целевых функций деятельности УДО: образовательные и социально-педагогические. К образовательным функциям можно отнести функции обучения, воспитания и развития детей, которые могут выступать как самостоятельные функции или организуются как единый процесс. Обучение традиционно предполагает формирование у детей знаний, умений и навыков, новых понятий и способов действия, системы научных и специальных знаний. Особенностью дополнительной образовательной программы является то, что она не может повторять дошкольную, общеобразовательную или профессиональную программу. Обучающее предназначение дополнительной образовательной программы состоит в том, чтобы дополнять, углублять знания, которые дети получают в дошкольных учреждениях, школе, профессиональном училище, а также давать знания, которые дети не получают в других образовательных учреждениях. Кроме общеобразовательных знаний фактов, законов, теорий, в дополнительном образовании важны прикладные знания, творческие умения, мастерство, культура, техника исполнения изделия и т.д. Дополнительное образование имеет богатый опыт воспитательной работы. В последнее время большое внимание уделяется развитию индивидуальности детей, их разнообразных способностей. Кроме того, образовательную деятельность УДО невозможно представить без реализации таких исторически сложившихся функций, как культурно-досуговая и функция допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки детей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Рисование как средство педагогической диагностики учащихся
Основным методом диагностики детей в процессе обучения и воспитания служит соблюдение. Систематически используя этот метод, можно получить ценные сведения о различных сторонах и деятельности ребенка. Благоприятные условия для получения таких данных предоставляют уроки рисования. Наблюдения за детьм ...

Внеклассная деятельность как одна из форм работы
Вопросу внеурочной деятельности посвятили свои исследования такие авторы, как В. О. Кутьев, В. Д. Шадриков, И. Д. Демакова и др. Так, В. О. Кутьев в своей работе "Внеурочная деятельность школьников" отмечает, что "внеурочная деятельность - это такая организация труда, познания и обще ...

Содержание и формы трудового воспитания младших школьников
Включение детей в труд необходимо осуществлять с учетом физиологии детей младшего школьного возраста, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей. Включаясь в труд, учащиеся вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношен ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru