Материалы » Практическое исследование социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к девиантному поведению в УДО » Дополнительное образование детей в России: история и современность

Дополнительное образование детей в России: история и современность

Страница 1

Дополнительное образование детей, в недалеком прошлом внешкольное воспитание, – своеобразный феномен системы образования. На всем протяжении истории отношение к внешкольному образованию и его участию в образовании и воспитании человека постоянно менялось от полного непризнания до отведения главной роли. Передовые мыслители сначала в философии, а затем и в педагогике определяли внешкольное образование как ступень, на которой человек определяет самого себя в процессе постоянного творчества, обретает свое призвание, индивидуальность, место в жизни.

Русский философ, педагог С.И. Гессен называл эту ступень ступенью автономии. Он говорил: «…Ступень автономии открывается нам во всей своей беспредельности. Она поистине есть тот «безбрежный океан красоты», который, по слову Платона, развертывается перед человеком, когда, пройдя предварительные ступени образования, он от содержания красоты в отдельных людях, затем в отдельных занятиях и профессиях, в отдельных знаниях переходит к лицезрению ее в ней самой, в ее идее. И найти свое устойчивое место в этом безбрежном океане жизни, то есть обрести свое призвание, свою индивидуальность, никем другим не заменимую должность в мире, – это и значит определить самого себя, стать свободным, разрешить для себя проблему автономии».

В России становление системы внешкольного образования детей шло особым путем, в результате которого была создана уникальная система организации социально-воспитательной работы во внешкольных учреждениях.

В XVIII веке начали возникать различные формы внешкольного образования детей. Так, например, воспитанник Шляхетского кадетского корпуса в Петербурге А.П. Сумороков вместе с товарищами организовал литературный кружок. В 1759 году учащиеся уже имели свой печатный орган под названием «Праздное время в пользу употребленное». Ценные начинания в организации внеучебной работы с детьми связаны с именем русского врача и педагога Н.И. Пирогова, который ввел в учебные заведения обязательные литературные беседы, чтобы дать детям более широкое представление о предмете, привить навыки самостоятельной работы.

В конце XIX века во многих городах России были предприняты попытки организации первых внешкольных учреждений. В 1899 году в Петербурге в Мраморном дворце преподаватель естественных наук Н.А. Бартошевич открыл детское учреждение, которое стало прообразом будущих станций юных натуралистов. В 1904 году в Москве открывается городской Народный дом, при нем работал клуб для детей, который по своей направленности напоминал детскую техническую станцию. В работе клуба активное участие принимал известный педагог С.Т. Шацкий. Кроме того, во многих городах, в основном на благотворительные средства и средства местных педагогических обществ, проводились различные массовые детские мероприятия, создавались детские парки, театры, клубы, летние колонии.

Идеи объединения детей в товарищества с целью развить у них чувство солидарности и ответственности были реализованы в практике детских клубов, создаваемых С.Т. Шацким, А.У. Зеленко, А.А. Фортунатовым, Л.К. Шлегером, П.Ф. Лесгафтом, Л.Д. Азаревичем и другими педагогами. Они считали главной задачей внешкольных учреждений развитие личности ребенка, стремление помочь ему выбрать занятие по душе, создание условий для его разумного досуга.

Все эти учреждения, наряду с образовательной, выполняли и культурно-досуговую функцию, в основе которой лежал постулат, что в свободном общении людей образовательное значение имеет не то общение, которое происходит на почве общего отдыха и развлечений, но то, которое имеет место на почве общего дела. Особенно активно в то время эту функцию выполняли детские площадки, организованные при содействии общества «Помощь детям», которые действовали не только в столичных, но и в провинциальных городах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Организация процесса обучения БЖ на основе личностно-ориентированного подхода
При личностном подходе существование индивидуальных различий среди детей есть необходимое условие достижения поставленной цели – обеспечить развитие каждого ученика как неповторимой личности. В личностно-ориентированной системе образования принцип индивидуализации является не пустой декларацией, а ...

Диагностика уровня сформированности навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью
\ Цель данного этапа – выявление исходного уровня сформированности навыков самообслуживания у дошкольников с умственной отсталостью. В эксперименте принимали участие 10 детей подготовительной группы ДОУ «Детский сад комбинированного вида №53» г. Читы. Для исследования уровня сформированности навыко ...

Гуманистические принципы отбора содержания и методов реализации дизайнобразования старшеклассников
Всесторонний подход к анализу предмета исследования в рамках нашей квалификационной работы позволил выявить основные принципы осуществления дизайнобразования на гуманистических основах. Этим принципам отнесены: личностно-деятельностный, личностно-развивающий, принцип научности, ценностной ориентаци ...

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru