К тому же времени относится и появление самого понятия «внешкольная работа». Однако в него вкладывался несколько иной смысл по сравнению с современным пониманием – этим словосочетанием называли культурно-просветительскую работу среди детей. Но благодаря развитию педагогической мысли можно утверждать, что к концу XIX – началу XX веков сложились основные принципы теории и методологии внешкольного образования (воспитания) как неформального, дополнительного, продолженного, основанного на свободе выбора, творчестве, энтузиазме.
Вместе с тем, как отмечал Гессен: «…внешкольное образование развивается именно там, где широко и правильно поставлено образование школьное, не только не делающее ненужным внешкольное образование, но, напротив, вызывающее в нем особую потребность». Е.Н. Медынский в своей энциклопедии внешкольного образования утверждал, что «внешкольное образование школьным заменено быть не может, чем выше обучение школьное, тем больше потребность во внешкольном образовании, следовательно, ни о какой замене или дополнении речи быть не может. Нет в мире человека, который бы не пользовался в той или иной мере внешкольным образованием».
В 20-е годы XX столетия появляются детские секции при партийных и комсомольских ячейках, детские объединения и клубы, которые ставили своей задачей организацию общественно-полезной деятельности детей и их досуга, а главным образом – осуществление идейного воспитания подрастающего поколения. Именно они стали основой детских политических организаций и прообразом современных внешкольных учреждений. Эти годы − период развития сети внешкольных учреждений в России: открытие первого в стране Дома пионеров, Центральной детской экскурсионно-туристической станции, Центральной станции юных техников, Дома художественного воспитания и др.
С 30-х годов внешкольная работа стала рассматриваться как часть общего процесса коммунистического воспитания. Внешкольное образование было заменено внешкольным воспитанием. Недостаточное количество школ, отсутствие в них хорошо поставленной воспитательной работы, массовая неграмотность и беспризорность детей диктовали необходимость внешкольных форм работы. Кроме того, создание первых пионерских отрядов, быстрый рост и развитие пионерского движения в стране потребовали соответственной базы для работы с детьми. Это повлекло за собой изменение некоторых функций внешкольных учреждений, особенно Домов пионеров.
Наряду с кружковой и клубной работой все большее значение приобретает их деятельность как центров инструктивно-методической и организационно-массовой работы с пионерскими организациями, базирующимися в школах. Издававшийся в то время журнал «Внешкольник» писал: «Внешкольную работу мы не можем рассматривать вне пионерской организации. Внешкольная работа только в том случае оправдывает свое назначение, когда она служит целям пионерского движения». Можно выделить типичные недостатки того времени: заорганизованность, жесткая регламентация, отсутствие преемственности в деятельности, формальный подход, неразвитая материальная база.
Но вместе с тем, к концу 40-х годов в стране в основном сложилась система внешкольной воспитательной работы с детьми. Определились основные типы внешкольных учреждений − многопрофильные (Дворцы и Дома пионеров, детские городки, станции и пр.) и специализированные (станции юных техников, натуралистов, туристов; музыкальные, художественные, спортивные школы). Были сформулированы основные принципы внешкольного воспитания: идейная направленность, связь с жизнью, опора на пионерскую и комсомольскую организации, обеспечение возможности участия каждого в различных видах деятельности в соответствии с возрастом. Оформились педагогические требования к внешкольным учреждениям как учреждениям воспитательным.
Другая информация:
Составьте рекомендации родителям в вопросах воспитания, чьи дети имеют отклонения
в развитии
Рекомендации родителям детей с проблемами в развитии и поведении. В последнее время наблюдается увеличение числа детей с различными отклонениями в развитии, трудностями в обучении и школьной адаптации, нарушениями в эмоционально-личностной сфере и др., что делает необходимым рассмотрение особенност ...
Цели посещения уроков администрацией школы
1. Цели обучения, связанные с обеспечением усвоения учащимися знаний, умений, навыков, способов различных видов деятельности, особенно - учебно-познавательной. Например, усвоение учащимися законов, свойств, признаков, понятий, особенностей и т.д. 2. Цели воспитания, связанные с процессом формирован ...
Отношение обучаемых к современным информационно-педагогическим технологиям
В настоящее время уровень внедрения новых технологий и дистанционных форм обучения в образовательный процесс вузов России не соответствует требованиям социального заказа на подготовку высококлассных специалистов для информационного общества. Полученные в ходе выборочного анкетирования данные нагляд ...