Материалы » Практическое исследование социально-педагогической деятельности с подростками, склонными к девиантному поведению в УДО » Дополнительное образование детей в России: история и современность

Дополнительное образование детей в России: история и современность

Страница 2

К тому же времени относится и появление самого понятия «внешкольная работа». Однако в него вкладывался несколько иной смысл по сравнению с современным пониманием – этим словосочетанием называли культурно-просветительскую работу среди детей. Но благодаря развитию педагогической мысли можно утверждать, что к концу XIX – началу XX веков сложились основные принципы теории и методологии внешкольного образования (воспитания) как неформального, дополнительного, продолженного, основанного на свободе выбора, творчестве, энтузиазме.

Вместе с тем, как отмечал Гессен: «…внешкольное образование развивается именно там, где широко и правильно поставлено образование школьное, не только не делающее ненужным внешкольное образование, но, напротив, вызывающее в нем особую потребность». Е.Н. Медынский в своей энциклопедии внешкольного образования утверждал, что «внешкольное образование школьным заменено быть не может, чем выше обучение школьное, тем больше потребность во внешкольном образовании, следовательно, ни о какой замене или дополнении речи быть не может. Нет в мире человека, который бы не пользовался в той или иной мере внешкольным образованием».

В 20-е годы XX столетия появляются детские секции при партийных и комсомольских ячейках, детские объединения и клубы, которые ставили своей задачей организацию общественно-полезной деятельности детей и их досуга, а главным образом – осуществление идейного воспитания подрастающего поколения. Именно они стали основой детских политических организаций и прообразом современных внешкольных учреждений. Эти годы − период развития сети внешкольных учреждений в России: открытие первого в стране Дома пионеров, Центральной детской экскурсионно-туристической станции, Центральной станции юных техников, Дома художественного воспитания и др.

С 30-х годов внешкольная работа стала рассматриваться как часть общего процесса коммунистического воспитания. Внешкольное образование было заменено внешкольным воспитанием. Недостаточное количество школ, отсутствие в них хорошо поставленной воспитательной работы, массовая неграмотность и беспризорность детей диктовали необходимость внешкольных форм работы. Кроме того, создание первых пионерских отрядов, быстрый рост и развитие пионерского движения в стране потребовали соответственной базы для работы с детьми. Это повлекло за собой изменение некоторых функций внешкольных учреждений, особенно Домов пионеров.

Наряду с кружковой и клубной работой все большее значение приобретает их деятельность как центров инструктивно-методической и организационно-массовой работы с пионерскими организациями, базирующимися в школах. Издававшийся в то время журнал «Внешкольник» писал: «Внешкольную работу мы не можем рассматривать вне пионерской организации. Внешкольная работа только в том случае оправдывает свое назначение, когда она служит целям пионерского движения». Можно выделить типичные недостатки того времени: заорганизованность, жесткая регламентация, отсутствие преемственности в деятельности, формальный подход, неразвитая материальная база.

Но вместе с тем, к концу 40-х годов в стране в основном сложилась система внешкольной воспитательной работы с детьми. Определились основные типы внешкольных учреждений − многопрофильные (Дворцы и Дома пионеров, детские городки, станции и пр.) и специализированные (станции юных техников, натуралистов, туристов; музыкальные, художественные, спортивные школы). Были сформулированы основные принципы внешкольного воспитания: идейная направленность, связь с жизнью, опора на пионерскую и комсомольскую организации, обеспечение возможности участия каждого в различных видах деятельности в соответствии с возрастом. Оформились педагогические требования к внешкольным учреждениям как учреждениям воспитательным.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Культура речи в профессиональной деятельности
Профессиональное общение представляет собой речевое взаимодействие специалиста с другими специалистами и клиентами организации в ходе осуществления профессиональной деятельности. Культура профессиональной деятельности во многом определяет ее эффективность, а также репутацию организации в целом и от ...

Понятие учреждений дополнительного образования, их цели, задачи и функции. Различия школьного и дополнительного образования
Весь мир нуждается в радикальных изменениях, обновлении и обогащении духовной культуры, развитии новых технологий, формировании особого типа личностей, способных по-новому решать сложнейшие проблемы выживания цивилизации, умеющих изобретать и творить во имя украшения собственной жизни и жизни други ...

Игровые технологии как средство предупреждения дефектов звукопроизношения у детей 2-3 лет
Педагогическая технология — относительно новое понятие педагогической науки. В 60—70-х гг. ХХ в. оно ассоциировалось главным образом с методикой применения ТСО. В исследованиях российских специалистов понятие «педагогическая технология» получило более широкий смысл, относится к большому кругу образ ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru