К тому же времени относится и появление самого понятия «внешкольная работа». Однако в него вкладывался несколько иной смысл по сравнению с современным пониманием – этим словосочетанием называли культурно-просветительскую работу среди детей. Но благодаря развитию педагогической мысли можно утверждать, что к концу XIX – началу XX веков сложились основные принципы теории и методологии внешкольного образования (воспитания) как неформального, дополнительного, продолженного, основанного на свободе выбора, творчестве, энтузиазме.
Вместе с тем, как отмечал Гессен: «…внешкольное образование развивается именно там, где широко и правильно поставлено образование школьное, не только не делающее ненужным внешкольное образование, но, напротив, вызывающее в нем особую потребность». Е.Н. Медынский в своей энциклопедии внешкольного образования утверждал, что «внешкольное образование школьным заменено быть не может, чем выше обучение школьное, тем больше потребность во внешкольном образовании, следовательно, ни о какой замене или дополнении речи быть не может. Нет в мире человека, который бы не пользовался в той или иной мере внешкольным образованием».
В 20-е годы XX столетия появляются детские секции при партийных и комсомольских ячейках, детские объединения и клубы, которые ставили своей задачей организацию общественно-полезной деятельности детей и их досуга, а главным образом – осуществление идейного воспитания подрастающего поколения. Именно они стали основой детских политических организаций и прообразом современных внешкольных учреждений. Эти годы − период развития сети внешкольных учреждений в России: открытие первого в стране Дома пионеров, Центральной детской экскурсионно-туристической станции, Центральной станции юных техников, Дома художественного воспитания и др.
С 30-х годов внешкольная работа стала рассматриваться как часть общего процесса коммунистического воспитания. Внешкольное образование было заменено внешкольным воспитанием. Недостаточное количество школ, отсутствие в них хорошо поставленной воспитательной работы, массовая неграмотность и беспризорность детей диктовали необходимость внешкольных форм работы. Кроме того, создание первых пионерских отрядов, быстрый рост и развитие пионерского движения в стране потребовали соответственной базы для работы с детьми. Это повлекло за собой изменение некоторых функций внешкольных учреждений, особенно Домов пионеров.
Наряду с кружковой и клубной работой все большее значение приобретает их деятельность как центров инструктивно-методической и организационно-массовой работы с пионерскими организациями, базирующимися в школах. Издававшийся в то время журнал «Внешкольник» писал: «Внешкольную работу мы не можем рассматривать вне пионерской организации. Внешкольная работа только в том случае оправдывает свое назначение, когда она служит целям пионерского движения». Можно выделить типичные недостатки того времени: заорганизованность, жесткая регламентация, отсутствие преемственности в деятельности, формальный подход, неразвитая материальная база.
Но вместе с тем, к концу 40-х годов в стране в основном сложилась система внешкольной воспитательной работы с детьми. Определились основные типы внешкольных учреждений − многопрофильные (Дворцы и Дома пионеров, детские городки, станции и пр.) и специализированные (станции юных техников, натуралистов, туристов; музыкальные, художественные, спортивные школы). Были сформулированы основные принципы внешкольного воспитания: идейная направленность, связь с жизнью, опора на пионерскую и комсомольскую организации, обеспечение возможности участия каждого в различных видах деятельности в соответствии с возрастом. Оформились педагогические требования к внешкольным учреждениям как учреждениям воспитательным.
Другая информация:
Методика
проведения сюжетных физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного
возраста
Для детей ведущей деятельностью является выполнение игровых действии. В первую очередь это действие с предметами, в которых дети пытаются воспроизвести наблюдаемый ими способ употребления предмета. Дети принимают на себя роль, осваиваются в воображаемой ситуации, но не обыгрывают эти предметы. Осно ...
Методическая схема изучения функций. Изучение
функций в классе функций
Методические схема изучения функции. 1. Рассмотреть подводящую задачу, с помощью которой мотивируется изучение новой функции. 2. На основе математизации эмпирического материала сформулировать определение функции (сообщить формулу). 3. Составить таблицу значений функции и построить "по точкам&q ...
Методы осуществления воспитательного процесса
Метод воспитания – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. Метод воспитания – это способ действия воспитателя. Воспитатель может действовать по-разному: - «воздействовать на ребенка», и тогда маленький че ...