Материалы » Формирование грамматического строя речи дошкольников с ОНР III уровня » Экспериментальное исследование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Экспериментальное исследование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Страница 1

Логопедическое обследование направлено на выявление у детей сформированности грамматического строя речи. В возрасте, когда процесс развития речи далеко не завершен, специалисту необходимо разграничивать, что уже должно быть сформировано в детской речи, что только начинает складываться, и каких лексико-грамматических и фонетических проявлений вообще не следует ожидать в ближайшее время.

Цель нашего обследования выявить у детей сформированность грамматического строя речи.

Мы обследуем грамматический строй речи детей III уровня развития. Поскольку III уровень речевого развития характеризуется свободным пользованием фразовой речью, задача заключается в том, чтобы выявить пробелы в развитии грамматического строя речи. Не менее важным является понимание и правильная оценка того, что уже усвоено ребенком и в какой степени усвоено.

При проведении исследования были использованы приемы и методы предложенные в работах Г.Р. Шашкиной, Л.П. Зерновой, И.А. Зиминой, Т.Б. Филичевой, Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой.

Изучение грамматического строя речи у детей проводилось в д/с№68 г. Нижнекамска. В исследовании приняли участие 2 группы по 10 детей пятилетнего возраста: первая группа – контрольная (дети с нормальным речевым и интеллектуальным развитием), вторая – экспериментальная (по результатам обследования детей у психоневролога, отклонений в психическом развитии не отмечается, по заключению психолого-медико-педагогической комиссии был поставлен диагноз - ОНР III уровня, слух и зрение сохранны).

Нами было проведено исследование с целью выявления понимания детьми грамматических форм и их употребление в активной речи.

В ходе исследования у детей было проверено умение:

согласовывать существительные с прилагательными и числительными в роде, числе, падеже;

образовывать уменьшительно - ласкательную форму существительного;

употреблять в речи предлоги.

Проведенное нами экспериментальное исследование состоит из трех этапов:

I.констатирующий эксперимент;

формирующий эксперимент;

контрольный эксперимент.

В ходе констатирующего эксперимента данной группе детей было предложено 5 заданий на формирование словоизменения и словообразования. В каждом задании было предусмотрено использование 10 слов-проб.

В первом задании детям предлагается согласовать прилагательные с существительным. Во втором задании необходимо образовать существительное множественного числа от существительного единственного числа именительного падежа. В третьем задании предусмотрено образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме при помощи суффиксов. В четвертом задании просматривается согласование числительных «один», «три» и «шесть» с существительными. В пятом задании отслеживается умение употреблять предлоги с существительными.

Для того чтобы определить успешность выполнения заданий нами, была применена двухбалльная система оценки. В каждом задании 10 проб, при правильном ответе на каждую из них дается оценка 2 балла. За правильный ответ после помощи 1 балл, за неправильный ответ - 0 баллов.

Таким образом, максимальное количество баллов за одно задание может быть равно 20, а за все пять заданий соответственно - 100 баллов. Чтобы вывести средний балл на каждого ребенка, нужно сложить результаты за все задания и полученную сумму разделить на количество заданий, т.е. 5. Далее необходимо полученный результат разделить на максимальное количество баллов за все задания, т.е. 100. Таким образом, мы получим процент выполнения заданий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Факторы социальной среды, влияющие на развитие музыкального мышления детей
Принято считать, что музыкальное искусство родилось в результате многолетних наблюдений человека за звуками окружающей его среды. Звуки природы, животных, человеческого голоса, резонирующих предметов, в конце концов, привели к их систематизации и осмыслению в специальной музыкальной деятельности. « ...

Общие требования к учебному кабинету
Учебный кабинет – это учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводиться учебная, факультативная и внеклассная работа с учащимися и методическая работа по предмету. Учитель – полноправный хозяин кабинета ...

Работа классного руководителя
В последнее время классного руководителя все чаще именуют классным воспитателем. Функции, права и обязанности классного руководителя при всех версиях названий этой должности примерно одинаковы. Поскольку деятельность школы регламентируется её Уставом, то деятельность классного руководителя тоже осн ...

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru