Материалы » Разработка, дидактическое обеспечение и экспериментальная проверка процесса реализации дизайнобразования как средства гуманизации обучения старшеклассников » Гуманистические принципы отбора содержания и методов реализации дизайнобразования старшеклассников

Гуманистические принципы отбора содержания и методов реализации дизайнобразования старшеклассников

Страница 2

В исследованиях Л.П. Заречной подчеркивается, что в процессе деятельности учащиеся, на основе интегративного единства знаний и самостоятельного активного участия в решении практических преобразовательных задач по изготовлению общественно полезных изделий и оказанию услуг системно реализуются социально-преобразующие, познавательно-эвристические, информационные, коммуникативные, эстетические, гедонистические и другие аспекты. Они воздействуют на развитие его интеллектуальных и практических преобразовательных способностей, профессионализма, мотивационно-ценностного отношения к технологическому творчеству.

В тоже время как считает автор, формирование у учащихся интегрированных знаний и умений по дизайну протекает в условиях сложного взаимодействия их гносеологических (научно-теоретических) и ценностных (духовно-практических) аспектов, вызванных спецификой эстетических, технических средств достижения необходимого результата в процессе познавательной и предметно-преобразующей деятельности. В этой связи, важной и сложной педагогической задачей является раскрытие учащимся эстетических теорий научных основ художественного (художественно-конструкторского) и технологического процесса создания изделия и диалектического характера монистического единства технологии и эстетики. Оно связано с формированием у учащихся четких представлений, что достижение художественной формы и художественного качества производимого продукта базируется не только на системе композиционных закономерностей, но обеспечивается технологическим процессом, детерминированным естественнонаучными законами, лежащими в его основе. Следовательно, указанные качества создаваемого продукта обеспечиваются органической целостностью преобразовательного процесса.

В ходе исследования мы пришли к выводу, что спроектированный дидактический процесс дизаинобразования одежды на принципах дизайна органично связан с гуманитаризацией технико-технологических знаний осуществляется с использованием образцов – эталонов изделий различных моделей или конструкторских деталей, включая их техническую характеристику, раскрытие эстетических, эксплуатационных, экономических, конструкторских особенностей. У учащихся формируются понятия о назначении, видах, сущности декоративных элементов, применяемых в швейном изделии. На практических занятиях в процессе самостоятельной работы, у учащихся вырабатываются знания, умения и навыки поиска оригинальных решений моделирования и конструирования и воплощения в конструкцию собственных творческих идей. При выполнении дизаин-проекта в Х – XI классах у учащихся отрабатываются умения расчета исходных данных, использования конструктивных и декоративных прибавок для построения чертежей конструкций с учетом особенностей фигуры, в зависимости от вида, силуэта, формы одежды.

Деятельность по формированию и развитию знаний, умений и навыков технического моделирования поясных, плечевых изделий или отдельных деталей (рукавов, воротников) основывается на раскрытии учащимися, совместно с учителем, сущности методики взаимоперемещения антрометрических точек и других конструктивных параметров. В процессе преобразовательной деятельности по освоению способов формообразования, в зависимости от конструктивного решения и художественного замысла, учащиеся вырабатывают практические умения и навыки применения конструктивного, локального, комбинированного методов технического моделирования.

Работая над квалификационной работой удалось установить, что активизировать дидактический процесс подготовки учащихся по моделированию конструированию и изготовлению одежды на принципах дизайна можно при помощи обогащенных гуманистическим содержанием методом обучения.

В педагогике наибольшего внимания заслуживает классификация методов обучения, предложенная Л.Я. Лугнером и М.Н. Скатанным. В ней выделяются 4 основные группы методов;

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Структура музыкального мышления
Структуру музыкального мышления, необходимо рассматривать в единстве со структурой мышления художественного. Анализ научной литературы позволяет выделить в феномене художественного мышления два структурных уровня, соответствующих двум уровням познания – эмоциональный и рациональный. К первому (эмоц ...

Обеспечение становления учителя как субъекта собственного развития применительно к его методической деятельности
Как определить, нуждается ли учитель в методической помощи? Актуальным сегодня является исследование методической деятельности учителя через анализ «конкретных вариантов педагогического процесса» (по выражению Лушникова И.Д.), поскольку именно урок решает успех дела в обучении. Соотнесение результа ...

Психологические особенности аудирования как вида речевой деятельности
Для того, чтобы эффективно обучать школьников аудированию, надо четко понимать, что собой представляет этот вид речевой деятельности с психологической точки зрения. Аудирование является сложной рецептивной мыслительно-мнемической деятельностью, связанной с восприятием, пониманием и активной перераб ...

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru