Материалы » Формирование обществоведческих знаний у младших школьников » Формирование обществоведческих знаний – она из задач начальной школы

Формирование обществоведческих знаний – она из задач начальной школы

Страница 2

Обществоведческое образование структурируется на основе государственного стандарта начального общего образования, включающего в себя три компонента: федеральный, обязательный для всех общеобразовательных учебных учреждений на всей территории РФ; регионально-национальный, устанавливаемый субъектом РФ; компонент самого образовательного учреждения. Кроме того, учитывается, что образовательный компонент «Окружающий мир» может быть реализован двумя вариантами интегрированным и модульным.

Содержание не носит постоянного характера, так как меняется в связи с развитием самого общества и обществоведческих наук. Обязательное содержание обществоведческих дисциплин, необходимое для изучения в начальной школе, определяется государственным стандартом. Оно усваивается учениками посредством определенной методической организации обучения, включающей в себя урочные, внеурочные, внешкольные занятия и межпредметные связи.

Г.А. Чернова указывает, что, подбирая материал к уроку обществоведческого цикла, учителю необходимо руководствоваться следующими принципами:

– принцип научности требует от учителя подбора материала в соответствии с современными достижениями наук, нацеливает на использование в организации учебной деятельности проблемного содержания; принцип доступности обязывает педагога учитывать реальные возможности учащихся, их психологическую, физическую, интеллектуальную подготовленность к восприятию учебного материала;

– принцип единства обучающего, развивающего, воспитывающего характера материала предполагает всестороннее воздействие на личность учащегося;

– принцип единства теории и практики предусматривает использование учениками полученных знаний в обычной жизни; принцип целесообразности обязывает учителя при подборе материала учитывать его необходимость и достаточность при усвоении учениками в данный момент;

– принцип актуальности предусматривает включение в урок материала, который связан с реальными событиями, происходящими в городе, в стране, в мире ежедневно, что позволяет учителю и ученикам идти в ногу со временем;

– принцип значимости предполагает важность обществоведческого материала для учащихся по тем или иным причинам, поэтому нужно учитывать особенности конкретного класса;

– принцип последовательности и систематичности предполагает определенный порядок и систему подбора материала не только к каждому уроку, но и в течение всего учебного года, на протяжении всех лет изучения курса. Выполнение этого принципа способствует сохранению преемственности содержательной и процессуальной сторон обучения;

– принцип положительного ориентирования требует от учителя

подбирать материал таким образом, чтобы он решал задачи патриотического, гражданского, нравственного воспитания, отвечал на вопрос: что такое хорошо и что такое плохо?;

– принцип стимулирования сознательности и активности обязывает учителя подбирать материал так, чтобы учащиеся не только запоминали его, но и осознанно применяли, проявляли интерес к знаниям в данной области, самостоятельно искали решение появившихся проблем;

– принцип интегрированности учитывает межпредметные связи и предупреждает дублирование материала.

Кроме курса «Окружающий мир» обязательными для изучения учебными предметами в начальной школе являются: русский язык, литературное чтение, иностранный язык, математика, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура. В той или иной степени обществоведческий материал фигурируется на всех этих предметах. Об этом свидетельствуют цели, прописанные в стандарте каждого образовательного компонента, и обязательный минимум содержания основных образовательных программ.

На основании этого можно утверждать, что обществоведческое измерение содержит практически все образовательные компоненты, входящие в стандарт начального общего образования по линиям: человек, природа, общество.

Обществознание изучается непрерывно на протяжении всего школьного обучения. В начальной школе происходит предварительное ознакомление с образовательной областью «Обществознание». В обществоведческих дисциплинах конкретизируются опорные понятия: окружающий мир, природа, человек и природа, общество, Россия наша Родина, государственная символика России, государственные праздники, столица России, регион, где живет учащийся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Методы учебной работы по выработке умений и навыков применения знаний на практике
В процессе обучения большое значение имеет выработка у учащихся умений и навыков применения полученных знаний на практике. Метод упражнений. Умения и навыки формируются с помощью метода упражнений. Сущность этого метода состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются ...

Основные положения социальной защиты детства в РФ
Социальная защита детства в современном мире, как и в России, является одним из важнейших, основных факторов экономического, социального, культурного развития общества, представляет основу социальной политики государства. Право на получение социальной защиты стало одним важнейших элементов правовог ...

Педагогические основы изучения математической логики в средней школе в рамках внеучебной деятельности
Резкое ускорение процесса обновления информации и внедрение компьютеров во многие сферы жизни общества привели к смещению акцентов с увеличения объема знаний, предназначенных для усвоения школьниками, на развитие у них логических и общелогических умений. «Практика показывает, — отмечает Т.А. Кондра ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru