Материалы » Формирование обществоведческих знаний у младших школьников » Формирование обществоведческих знаний – она из задач начальной школы

Формирование обществоведческих знаний – она из задач начальной школы

Страница 2

Обществоведческое образование структурируется на основе государственного стандарта начального общего образования, включающего в себя три компонента: федеральный, обязательный для всех общеобразовательных учебных учреждений на всей территории РФ; регионально-национальный, устанавливаемый субъектом РФ; компонент самого образовательного учреждения. Кроме того, учитывается, что образовательный компонент «Окружающий мир» может быть реализован двумя вариантами интегрированным и модульным.

Содержание не носит постоянного характера, так как меняется в связи с развитием самого общества и обществоведческих наук. Обязательное содержание обществоведческих дисциплин, необходимое для изучения в начальной школе, определяется государственным стандартом. Оно усваивается учениками посредством определенной методической организации обучения, включающей в себя урочные, внеурочные, внешкольные занятия и межпредметные связи.

Г.А. Чернова указывает, что, подбирая материал к уроку обществоведческого цикла, учителю необходимо руководствоваться следующими принципами:

– принцип научности требует от учителя подбора материала в соответствии с современными достижениями наук, нацеливает на использование в организации учебной деятельности проблемного содержания; принцип доступности обязывает педагога учитывать реальные возможности учащихся, их психологическую, физическую, интеллектуальную подготовленность к восприятию учебного материала;

– принцип единства обучающего, развивающего, воспитывающего характера материала предполагает всестороннее воздействие на личность учащегося;

– принцип единства теории и практики предусматривает использование учениками полученных знаний в обычной жизни; принцип целесообразности обязывает учителя при подборе материала учитывать его необходимость и достаточность при усвоении учениками в данный момент;

– принцип актуальности предусматривает включение в урок материала, который связан с реальными событиями, происходящими в городе, в стране, в мире ежедневно, что позволяет учителю и ученикам идти в ногу со временем;

– принцип значимости предполагает важность обществоведческого материала для учащихся по тем или иным причинам, поэтому нужно учитывать особенности конкретного класса;

– принцип последовательности и систематичности предполагает определенный порядок и систему подбора материала не только к каждому уроку, но и в течение всего учебного года, на протяжении всех лет изучения курса. Выполнение этого принципа способствует сохранению преемственности содержательной и процессуальной сторон обучения;

– принцип положительного ориентирования требует от учителя

подбирать материал таким образом, чтобы он решал задачи патриотического, гражданского, нравственного воспитания, отвечал на вопрос: что такое хорошо и что такое плохо?;

– принцип стимулирования сознательности и активности обязывает учителя подбирать материал так, чтобы учащиеся не только запоминали его, но и осознанно применяли, проявляли интерес к знаниям в данной области, самостоятельно искали решение появившихся проблем;

– принцип интегрированности учитывает межпредметные связи и предупреждает дублирование материала.

Кроме курса «Окружающий мир» обязательными для изучения учебными предметами в начальной школе являются: русский язык, литературное чтение, иностранный язык, математика, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура. В той или иной степени обществоведческий материал фигурируется на всех этих предметах. Об этом свидетельствуют цели, прописанные в стандарте каждого образовательного компонента, и обязательный минимум содержания основных образовательных программ.

На основании этого можно утверждать, что обществоведческое измерение содержит практически все образовательные компоненты, входящие в стандарт начального общего образования по линиям: человек, природа, общество.

Обществознание изучается непрерывно на протяжении всего школьного обучения. В начальной школе происходит предварительное ознакомление с образовательной областью «Обществознание». В обществоведческих дисциплинах конкретизируются опорные понятия: окружающий мир, природа, человек и природа, общество, Россия наша Родина, государственная символика России, государственные праздники, столица России, регион, где живет учащийся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Организация экспериментального исследования по рассматриваемой проблеме
При разработке методики констатирующего эксперимента основополагающим является современное понимание психологического и психофизиологического содержание процесса письма в норме. Осуществлялась опора на результаты исследований, касающихся этиологии, патогенеза, симптоматики структуры дефекта при общ ...

Преимущества и недостатки модульной технологии
Работа по модульной технологии имеет ряд преимуществ, так как ученики получают возможность изучать материал самостоятельно по дифференцированной программе, вернуться к учебному материалу, если в этом есть необходимость, работать дома в случае пропусков уроков по болезни. Кроме этого, на уроке созда ...

Особенности восприятия и передачи формы изображаемых предметов
Целенаправленное восприятие — необходимое условие для полноценного отражения в рисунках предметов и явлений окружающего мира. Специальными исследованиями установлен познавательный характер детского восприятия, которое неразрывно связано с мышлением и речью. Поскольку восприятие органически входит в ...

Разделы

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru